Сибирские огни, 1987, № 11
«В суровую зиму 1920 года, — вспоми нал Александр Николаевич Дианов, — после ликвидации кровавой диктатуры Колчака в районе Омского участка нам от крылась печальная картина. Около 36 еди ниц судов разного флота — вмерзшие в метровый лед в открытом плесе, на капи танских рубках — горы сугробов, полураз рушенные, прокаленные морозами отсеки... Все это надлежало привести в рабочее состояние, вдохнуть в него жизнь. Очень трудно было с запчастями. Но, несмотря на это, люди работали с утроенной энергией, речникам помогал весь город. Вмерзшие в лед суда вырубались вручную, недостаю щие запчасти и механизмы изготовили на месте. Когда встал вопрос о дровах — ос новном топливе для пароходов в ту пору — через посланцев из Омска, несмотря на большие трудности, сумели заготовить их в Тарском и Тобольском округах и вывез ти затем к весне уже на берега Иртыша. Не оказалось и постоянных экипажей су дов: купцы и их агенты вербовали- моря ков на навигацию обычно к весне, выезжая в Вятскую губернию. Пришлось и нам по сылать туда своих уполномоченных для набора матросов на пароходы. Но к маю нужное количество плавединиц для экспе диции, несмотря ни на что, было подготов лено...»1. Для рейса в устье Оби и на Обь-Иртыш- ском речном участке удалось собрать груп пу судов, состоящую из шести пароходов в составе: «Омск», «Добрыня», «Замет ный», «Волга», «Ока», «Мария» и пятнадца ти барж. В трех из них пришлось раз местить дрова. Ведь ниже Обдорска (ныне Салехард) речникам не удалось бы найти ни одного полена для топок. Обский отряд, как наиболее ответственный, возглавил сам А . А. Ружек. Во главе Енисейской партии речных судов должны были идти моряки К. А . Мецайк и И . А. Жаринов. Нелегкой задачей было собрать грузчи ков для предстоящей перевалки грузов с речных судов на морские, которые должны были во главе с ледовым капитаном М. В. Николаевым к приходу экспедиции прибыть в устья Оби и Енисея из Архангельска. Несмотря на то, что многие кадровые ра бочие Омска и Красноярска находились на фронте или были брошены на восстановле ние промышленности и железнодорожного транспорта, командованию экспедиции уда лось все же преодолеть и эту преграду. В состав Обь-Иртышского отряда экспеди ции сумели набрать 250 грузчиков, в Ени сейский — 32. Позаботился Ружек и об охране ценного народного имущества, отправляемого с речным караваном в малонаселенные места, ибо на судах, кроме большого количества хлебных продуктов, имелось немало шер сти, кож, пушнины и других ценностей, а в Сибири еще бродили остатки недобитых белогвардейских банд. Они скрывались в болотах и лесах, в чумах, у кулаков, напа дали предательски, из-за угла. Для охраны судов и грузов экспедиции были приданы 60 красноармейцев для Обь- Иртышского отряда и 30 — для Енисей- 1 Музей славы речников Омского судоремонгно- судостроительного завода. Фонды музея: воспоминания Д. Н. Дианова, ского. Таким образом, общая численность отряда Ружека составила внушительную цифру: около 800 человек и Енисейского К. А . Мецайка — 300. Вот лишь один эпизод, рассказанный пи сателю Вениамину Анциферову одним из недавно здравствовавших участников тех событий Алексеем Прокопьевичем Кузне цовым, бывшим в то время комиссаром Омского водного узла: — В июне не вернулся в Омск по распи санию легкий пассажирский пароход «Ви тязь», вышедший из Семипалатинска с гру зом для той самой экспедиции. Мы забеспо коились: не случилось ли чего? Так и ока залось. У станции Лебяжьей с берега по пароходу открыли ружейную пальбу бело казаки. Красноармейцы охранного отряда ответили с бортов залпами. И тут, прижи маясь к другому берегу, «Витязь» сел на мель. Беляки повели прицельный огонь. Капитан, Василий Андреевич Чудинов, пы таясь вызволить судно из беды, не покинул рулевую рубку. Там его и сразила пуля. Белобандиты решили поджечь пароход. По течению они пустили плот, облитый горя щей смолой. Судно обдало дымом, но опас ный огненный клубок, к счастью, пронесло. Несколько дней отбивались матросы и красноармейцы, пока не кончились патро ны. Белым все же удалось захватить «Ви тязь», но ненадолго: из Омска подоспела красная конница. Хорошо помню, как при чаливал «Витязь» к речной пристани Ом ска: трупы убитых на палубе...1 Охотились белобандиты и за организа торами экспедиции. Как рассказала мне недавно дочь А. А . Ружека — Зинаида Александровна Захарова, живущая в Моск ве,— на начальника Обь-Иртышского отря да тоже готовилось покушение: на его квартире — в Омске. Только счастливая случайность — военмора не оказалось в тот момент дома — спасла его от пули одного из колчаковцев... В первых числах августа от каботажной пристани Архангельска отправился на во сток отряд из 16 морских судов, ведомый флагманом — ледокольным пароходом «Г. Седов». В эти же дни разноголосые пароходные гудки разорвали дремотную тишину плесов седого труженика — Иртыша: оставив реч ную пристань Омска, плоскодонные колес ные пароходы и баржи-сорокуши (грузо подъемностью в 40 тысяч пудов) взяли курс на норд. Пятого августа с флагманского судна «Омск» поступил приказ начальника реч ного каравана особого назначения военмо ра Александра Антоновича Ружека: «Сего числа с выходом из города Омска я вступил в исполнение своих обязанно стей, о чем объявляю по вверенной мне экспедиции. Согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 12 мая 1920 года введено на всех водных путях Советской России воен ное положение, ввиду чего все издаваемые мною приказы носят характер боевого при казания. Причем объявляю всем сотрудникам вверенной мне экспедиции, как-то: военной 1 В. А н ц и ф е ров. Рейс на край света. Газета «Водный транспорт», 14 мая 1977 г. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2