Сибирские огни, 1987, № 11

«В суровую зиму 1920 года, — вспоми­ нал Александр Николаевич Дианов, — после ликвидации кровавой диктатуры Колчака в районе Омского участка нам от­ крылась печальная картина. Около 36 еди­ ниц судов разного флота — вмерзшие в метровый лед в открытом плесе, на капи­ танских рубках — горы сугробов, полураз­ рушенные, прокаленные морозами отсеки... Все это надлежало привести в рабочее состояние, вдохнуть в него жизнь. Очень трудно было с запчастями. Но, несмотря на это, люди работали с утроенной энергией, речникам помогал весь город. Вмерзшие в лед суда вырубались вручную, недостаю­ щие запчасти и механизмы изготовили на месте. Когда встал вопрос о дровах — ос­ новном топливе для пароходов в ту пору — через посланцев из Омска, несмотря на большие трудности, сумели заготовить их в Тарском и Тобольском округах и вывез­ ти затем к весне уже на берега Иртыша. Не оказалось и постоянных экипажей су­ дов: купцы и их агенты вербовали- моря­ ков на навигацию обычно к весне, выезжая в Вятскую губернию. Пришлось и нам по­ сылать туда своих уполномоченных для набора матросов на пароходы. Но к маю нужное количество плавединиц для экспе­ диции, несмотря ни на что, было подготов­ лено...»1. Для рейса в устье Оби и на Обь-Иртыш- ском речном участке удалось собрать груп­ пу судов, состоящую из шести пароходов в составе: «Омск», «Добрыня», «Замет­ ный», «Волга», «Ока», «Мария» и пятнадца­ ти барж. В трех из них пришлось раз­ местить дрова. Ведь ниже Обдорска (ныне Салехард) речникам не удалось бы найти ни одного полена для топок. Обский отряд, как наиболее ответственный, возглавил сам А . А. Ружек. Во главе Енисейской партии речных судов должны были идти моряки К. А . Мецайк и И . А. Жаринов. Нелегкой задачей было собрать грузчи­ ков для предстоящей перевалки грузов с речных судов на морские, которые должны были во главе с ледовым капитаном М. В. Николаевым к приходу экспедиции прибыть в устья Оби и Енисея из Архангельска. Несмотря на то, что многие кадровые ра­ бочие Омска и Красноярска находились на фронте или были брошены на восстановле­ ние промышленности и железнодорожного транспорта, командованию экспедиции уда­ лось все же преодолеть и эту преграду. В состав Обь-Иртышского отряда экспеди­ ции сумели набрать 250 грузчиков, в Ени­ сейский — 32. Позаботился Ружек и об охране ценного народного имущества, отправляемого с речным караваном в малонаселенные места, ибо на судах, кроме большого количества хлебных продуктов, имелось немало шер­ сти, кож, пушнины и других ценностей, а в Сибири еще бродили остатки недобитых белогвардейских банд. Они скрывались в болотах и лесах, в чумах, у кулаков, напа­ дали предательски, из-за угла. Для охраны судов и грузов экспедиции были приданы 60 красноармейцев для Обь- Иртышского отряда и 30 — для Енисей- 1 Музей славы речников Омского судоремонгно- судостроительного завода. Фонды музея: воспоминания Д. Н. Дианова, ского. Таким образом, общая численность отряда Ружека составила внушительную цифру: около 800 человек и Енисейского К. А . Мецайка — 300. Вот лишь один эпизод, рассказанный пи­ сателю Вениамину Анциферову одним из недавно здравствовавших участников тех событий Алексеем Прокопьевичем Кузне­ цовым, бывшим в то время комиссаром Омского водного узла: — В июне не вернулся в Омск по распи­ санию легкий пассажирский пароход «Ви­ тязь», вышедший из Семипалатинска с гру­ зом для той самой экспедиции. Мы забеспо­ коились: не случилось ли чего? Так и ока­ залось. У станции Лебяжьей с берега по пароходу открыли ружейную пальбу бело­ казаки. Красноармейцы охранного отряда ответили с бортов залпами. И тут, прижи­ маясь к другому берегу, «Витязь» сел на мель. Беляки повели прицельный огонь. Капитан, Василий Андреевич Чудинов, пы­ таясь вызволить судно из беды, не покинул рулевую рубку. Там его и сразила пуля. Белобандиты решили поджечь пароход. По течению они пустили плот, облитый горя­ щей смолой. Судно обдало дымом, но опас­ ный огненный клубок, к счастью, пронесло. Несколько дней отбивались матросы и красноармейцы, пока не кончились патро­ ны. Белым все же удалось захватить «Ви­ тязь», но ненадолго: из Омска подоспела красная конница. Хорошо помню, как при­ чаливал «Витязь» к речной пристани Ом­ ска: трупы убитых на палубе...1 Охотились белобандиты и за организа­ торами экспедиции. Как рассказала мне недавно дочь А. А . Ружека — Зинаида Александровна Захарова, живущая в Моск­ ве,— на начальника Обь-Иртышского отря­ да тоже готовилось покушение: на его квартире — в Омске. Только счастливая случайность — военмора не оказалось в тот момент дома — спасла его от пули одного из колчаковцев... В первых числах августа от каботажной пристани Архангельска отправился на во­ сток отряд из 16 морских судов, ведомый флагманом — ледокольным пароходом «Г. Седов». В эти же дни разноголосые пароходные гудки разорвали дремотную тишину плесов седого труженика — Иртыша: оставив реч­ ную пристань Омска, плоскодонные колес­ ные пароходы и баржи-сорокуши (грузо­ подъемностью в 40 тысяч пудов) взяли курс на норд. Пятого августа с флагманского судна «Омск» поступил приказ начальника реч­ ного каравана особого назначения военмо­ ра Александра Антоновича Ружека: «Сего числа с выходом из города Омска я вступил в исполнение своих обязанно­ стей, о чем объявляю по вверенной мне экспедиции. Согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 12 мая 1920 года введено на всех водных путях Советской России воен­ ное положение, ввиду чего все издаваемые мною приказы носят характер боевого при­ казания. Причем объявляю всем сотрудникам вверенной мне экспедиции, как-то: военной 1 В. А н ц и ф е ров. Рейс на край света. Газета «Водный транспорт», 14 мая 1977 г. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2