Сибирские огни, 1987, № 11

конкретно заниматься Ружеку в ту пору в Финляндии, получившей 31 декабря 1917 года свою независимость, успевшей в кон­ це января пережить красную рабочую ре­ волюцию и гибель ее уже в самом начале мая 1918 года от рук буржуазии, активно опиравшейся на штыки германской экспе­ диционной армии фон дер Гольца. Того са­ мого кайзеровского генерала, на которого возлагались большие надежды по захвату Балтийского флота в его главной базе — в Гельсингфорсе... В сложной, очень сложной обстановке довелось работать тогда А , А. Ружеку в Финляндии. Через год Ружек вернулся на службу в советский военный флот. 10 марта 1919 года, когда еще гремели бои по всему ниж­ нему течению Волги, а над советской Астраханью нависла смертельная опас­ ность захвата ее белогвардейцами, мы ви­ дим его уже председателем приемной ко­ миссии Нижегородского военного порта и Волжской военной флотилии. Летом и осенью 1919 года он принимает самое дея­ тельное участие в организации обороны Астраханского края. С завершением граж­ данской войны А . А . Ружеку довелось вы­ полнить еще одно очень важное поруче­ ние вождя. Чтобы зримо представить его грандиоз­ ность и особую сложность, необходимо мысленно перенестись в тот, ныне отдален­ ный от нас, двадцатый год. Мощными ударами перешедшей в насту­ пление Красной Армии очищен Север: 20 февраля алый революционный флаг взвил­ ся над Архангельском. Затем от белогвар­ дейцев и их заморских хозяев был осво­ божден Мурманск. Все дальше на восток откатывается гражданская война в Сиби­ ри. В ноябре 1920 года Народно-револю­ ционная армия Д В Р и партизаны ликви­ дировали так называемую «читинскую пробку» и остатки колчаковских банд были выброшены в Маньчжурию. Годом раньше был освобожден степной Омск. Но контрреволюции и иностранной воен­ ной интервенции еще не был положен ко­ нец. В стране царит страшная разруха, свирепствует сыпняк, все крепче дает о се­ бе знать голод. В это трудное для молодой Республики время борьбу за спасение мил­ лионов людей от голода смело взяли на свои плечи партия большевиков, лично В. И. Ленин. Взоры Ильича все чаще и чаще обраща­ ются к карте Сибири, висевшей в его ра­ бочем кабинете. Там, в необозримых про­ сторах Западно-Сибирской равнины, ско­ пились тысячи пудов добротного сибирско­ го хлеба, который поможет спасти целые города и селения Поморья, придаст силы рабочим Питера, накормит голодающих в северном Приуралье. Но как его оттуда вывезти? Единственная в огромном крае железная дорога Транс­ сиб, разрушенная почти до основания мно­ гочисленными врагами Советской власти, бездействует. Кроме того, не хватает паро­ возов, топлива, вагонов. А что, если ис­ пользовать для этой цели силу и мощь таких обширных водных артерий Сибири, как Обь и Енисей? Они устремляются пря­ мо на Север, к Карскому морю. Навстречу речным караванам можно послать парохо­ ды из Архангельска.,. Так родилась ленин­ 166 ская идея организации Сибирской хлебной экспедиции. Осуществить это смелое и необычное мероприятие было поручено специально созданному в апреле 1920 года Сибревко- мом Комитету Северного морского пути. Возглавить же экспедицию Комсеверопути при Сибревкоме, работавшем в ту пору в Омске, доверялось опытному военмору А. Ружеку, назначенному еще 12 февраля старшим морским начальником Обь-Ир- тышского района и города Омска, в круг обязанностей которого входила теперь под­ готовка судов экспедиции к плаванию, а также разработка плана работ всех се­ верных экспедиций и осуществление прак­ тического руководства судовым составом в речном плавании, руководство перегрузоч­ ными работами на судах, организация раз­ личных артелей грузчиков и многое, многое другое1. Его помощниками стали: речник П . Б. Каминский и Б. В. Обухов, в прош­ лом тоже военный моряк, назначенный начальником транспортного отдела экспе­ диции. Большой заряд уверенности в реализации задуманного предприятия придавал сибир­ ским водникам, в числе которых был теперь и Ружек, состоявшийся незадолго перед тем в Москве III Всероссийский съезд рабочих водного транспорта, на ко­ тором 15 марта 1920 года выступил В. И , Ленин. «Работа водного транспорта, — сказал тогда Владимир Ильич, — представляет сейчас для Советской России совершенно исключительную важность и значение... От предстоящей кампании водного транспорта наша судьба, может быть, больше зави­ сит, чем от предстоящей войны с Польшей, если нам ее навяжут... Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной ми­ нуты, надо остановить эту разруху и ут­ роить и учетверить возможности... Водный транспорт должен сделать в водную кам­ панию дело героическое»1 2. Осуществление Сибирской хлебной, или, как еще называют ее — первой Карской, товарообменной экспедиции было сопряже­ но с чрезвычайно большими трудностями. Не было ни кадров, ни достаточного аркти­ ческого опыта, ни сколько-нибудь приспо­ собленных к необычным условиям работы плавучих и технических средств, ни лоций и наставлений для плавания по своенрав­ ным сибирским рекам и суровому Карско­ му морю. Не было и подходящих пунктов для перегрузки морских и речных судов. Но был энтузиазм, помноженный на горя­ чее желание помочь развернувшемуся по всей стране социалистическому строитель­ ству, и сознание нависшей голодной опас­ ности над обширным северным регионом. И еще было огромное стремление на при­ зыв вождя ответить ударным трудом. О том же, как снаряжалась экспеди­ ция, рассказал годы спустя А. Н . Дианов, член К П С С с 1905 года, комиссар Иртыш­ ского районного управления водного тран­ спорта в Омске в 1920 году, открывавший первую советскую навигацию на Иртыше и ставший в последующем начальником это­ го управления: 1 Госархив Новосибирской области. Ф. 271, оп. 1, д. 3, л. 1. 2 В. И. Л е н и н. ПСС, т. 40, стр. 213—219.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2