Сибирские огни, 1987, № 11
конкретно заниматься Ружеку в ту пору в Финляндии, получившей 31 декабря 1917 года свою независимость, успевшей в кон це января пережить красную рабочую ре волюцию и гибель ее уже в самом начале мая 1918 года от рук буржуазии, активно опиравшейся на штыки германской экспе диционной армии фон дер Гольца. Того са мого кайзеровского генерала, на которого возлагались большие надежды по захвату Балтийского флота в его главной базе — в Гельсингфорсе... В сложной, очень сложной обстановке довелось работать тогда А , А. Ружеку в Финляндии. Через год Ружек вернулся на службу в советский военный флот. 10 марта 1919 года, когда еще гремели бои по всему ниж нему течению Волги, а над советской Астраханью нависла смертельная опас ность захвата ее белогвардейцами, мы ви дим его уже председателем приемной ко миссии Нижегородского военного порта и Волжской военной флотилии. Летом и осенью 1919 года он принимает самое дея тельное участие в организации обороны Астраханского края. С завершением граж данской войны А . А . Ружеку довелось вы полнить еще одно очень важное поруче ние вождя. Чтобы зримо представить его грандиоз ность и особую сложность, необходимо мысленно перенестись в тот, ныне отдален ный от нас, двадцатый год. Мощными ударами перешедшей в насту пление Красной Армии очищен Север: 20 февраля алый революционный флаг взвил ся над Архангельском. Затем от белогвар дейцев и их заморских хозяев был осво божден Мурманск. Все дальше на восток откатывается гражданская война в Сиби ри. В ноябре 1920 года Народно-револю ционная армия Д В Р и партизаны ликви дировали так называемую «читинскую пробку» и остатки колчаковских банд были выброшены в Маньчжурию. Годом раньше был освобожден степной Омск. Но контрреволюции и иностранной воен ной интервенции еще не был положен ко нец. В стране царит страшная разруха, свирепствует сыпняк, все крепче дает о се бе знать голод. В это трудное для молодой Республики время борьбу за спасение мил лионов людей от голода смело взяли на свои плечи партия большевиков, лично В. И. Ленин. Взоры Ильича все чаще и чаще обраща ются к карте Сибири, висевшей в его ра бочем кабинете. Там, в необозримых про сторах Западно-Сибирской равнины, ско пились тысячи пудов добротного сибирско го хлеба, который поможет спасти целые города и селения Поморья, придаст силы рабочим Питера, накормит голодающих в северном Приуралье. Но как его оттуда вывезти? Единственная в огромном крае железная дорога Транс сиб, разрушенная почти до основания мно гочисленными врагами Советской власти, бездействует. Кроме того, не хватает паро возов, топлива, вагонов. А что, если ис пользовать для этой цели силу и мощь таких обширных водных артерий Сибири, как Обь и Енисей? Они устремляются пря мо на Север, к Карскому морю. Навстречу речным караванам можно послать парохо ды из Архангельска.,. Так родилась ленин 166 ская идея организации Сибирской хлебной экспедиции. Осуществить это смелое и необычное мероприятие было поручено специально созданному в апреле 1920 года Сибревко- мом Комитету Северного морского пути. Возглавить же экспедицию Комсеверопути при Сибревкоме, работавшем в ту пору в Омске, доверялось опытному военмору А. Ружеку, назначенному еще 12 февраля старшим морским начальником Обь-Ир- тышского района и города Омска, в круг обязанностей которого входила теперь под готовка судов экспедиции к плаванию, а также разработка плана работ всех се верных экспедиций и осуществление прак тического руководства судовым составом в речном плавании, руководство перегрузоч ными работами на судах, организация раз личных артелей грузчиков и многое, многое другое1. Его помощниками стали: речник П . Б. Каминский и Б. В. Обухов, в прош лом тоже военный моряк, назначенный начальником транспортного отдела экспе диции. Большой заряд уверенности в реализации задуманного предприятия придавал сибир ским водникам, в числе которых был теперь и Ружек, состоявшийся незадолго перед тем в Москве III Всероссийский съезд рабочих водного транспорта, на ко тором 15 марта 1920 года выступил В. И , Ленин. «Работа водного транспорта, — сказал тогда Владимир Ильич, — представляет сейчас для Советской России совершенно исключительную важность и значение... От предстоящей кампании водного транспорта наша судьба, может быть, больше зави сит, чем от предстоящей войны с Польшей, если нам ее навяжут... Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной ми нуты, надо остановить эту разруху и ут роить и учетверить возможности... Водный транспорт должен сделать в водную кам панию дело героическое»1 2. Осуществление Сибирской хлебной, или, как еще называют ее — первой Карской, товарообменной экспедиции было сопряже но с чрезвычайно большими трудностями. Не было ни кадров, ни достаточного аркти ческого опыта, ни сколько-нибудь приспо собленных к необычным условиям работы плавучих и технических средств, ни лоций и наставлений для плавания по своенрав ным сибирским рекам и суровому Карско му морю. Не было и подходящих пунктов для перегрузки морских и речных судов. Но был энтузиазм, помноженный на горя чее желание помочь развернувшемуся по всей стране социалистическому строитель ству, и сознание нависшей голодной опас ности над обширным северным регионом. И еще было огромное стремление на при зыв вождя ответить ударным трудом. О том же, как снаряжалась экспеди ция, рассказал годы спустя А. Н . Дианов, член К П С С с 1905 года, комиссар Иртыш ского районного управления водного тран спорта в Омске в 1920 году, открывавший первую советскую навигацию на Иртыше и ставший в последующем начальником это го управления: 1 Госархив Новосибирской области. Ф. 271, оп. 1, д. 3, л. 1. 2 В. И. Л е н и н. ПСС, т. 40, стр. 213—219.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2