Сибирские огни, 1987, № 11
рективами, инструкциями и ограничениями инициативы, которые не прочь повзымать «нечто вроде дани» за невыполненные для колхозов работы, как это с успехом делали «Сельхозтехника» или «Сельхозхимия», да и мелиораторы тоже. Но когда мы говорим о всеобщей перестройке, которая прежде все го должна произойти в сознании, то очень не мешает задуматься о далеких уже, срав нительно, корнях нынешних негативных тен денций, которые упорно и жестко внедря лись в нескольких поколениях нашего об щества. Сейчас с кем ни говоришь — все стоят за перестройку, и в массе — искренне. Но вот ведь какое дело: каждый считает, что пере страиваться должны Госплан, министерства, мой директор, мой коллега по работе, сосед, но только не я сам, у меня-то все благопо лучно, я соответствую перестройке. Это, смею уверить, явление массового сознания, без одоления чего нам сложно будет осуще ствлять перестройку. Бюрократ, от которого страдают его подопечные, сам страдает от вышестоящих бюрократов, мечтает, чтобы они перестроились, но привычно страдает и вовсе не хочет начать с себя разрывать эту цепочку административных страданий. То, что мы народ великий, героический, народ, давший человечеству огромные идей ные, революционные, научные, художествен ные ценности, — это давно уже признано всем миром, даже нашими идеологическими противниками. И тут повторяться незачем. Мы и так, убеждая в этом друг друга, по жалуй, переборщили, затушевав некие наши исконные недостатки. Нельзя же, в самом деле, считать, что мы вдруг подпортились только в последнее двадцатилетие. Нет, чувство хозяина мы ут ратили раньше, а в последнее двадцатиле тие эта утрата причудливо переплелась с благостным отношением к недостаткам, и для слишком многих оказалось удобным жить как раз без чувства хозяина. Последнее двадцатилетие лишь благоприят ствовало проявлению тех наших негативных черт, которые исподволь слагались в нашем национальном характере. Я опять прибегну к цитатам, которых и без этого много в этой статье. Вероятно, это свидетельство того, что и сам автор не спе шит перестраиваться, привычно, вдолбленно строит защитный заплот из цитат. Он ведь сильно привык к тому, что его более или менее самостоятельная мысль, пущенная в чем мать родила, без защитной одежки, или просто будет не замечена, или вызовет руко водящий окрик, или, что одно и то же, вы черкивание из текста в редакции. А так хоть цитаты останутся, которые в самом подборе своем, во взаимосвязи, уже проводят мысли автора, хоть и не его словами. Итак, цитаты. Читая записные книжки Достоевского, я не мог не восхититься одной записью, ну прямо характеризующей нас сегодняшних: «— Ты немногим задайся, братец, и луч ше немного, да хорошо сделай. — Нельзя русскому человеку задаваться немногим. Это немецкая работа. Русский человек лучше сделает много, да нехорошо» (Поли. собр. соч., т. 20, стр. 171). В речи на 2-м Всероссийском совещании по работе в деревне, 2 июля 1920 г., Ленин говорил: «Вот черта русского характера: когда ни одно дело до конца не доведено, он все же, не будучи подтягиваем из всех сил, сейчас же распускается. Надо бороться беспощаднейшим образом с этой чертой» (П С С , т. 41. стр. 144). На заседании комфракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г. Ленин напомнил еще об одной «черте»: «Был такой тип русской жизни — Обломов. Он все ле жал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия продела ла три революции, а все же Обломовы оста лись, так как Обломов был не только по мещик, а и крестьянин, и не только крестья нин, а и интеллигент, и не только интелли гент, а и рабочий, и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть н свое положение без всяких иллюзий» (т. 45, стр. 13). Суровые слова сказал когда-то безжало стный, начисто лишенный иллюзий М. Е. Салтыков-Щедрин. Отвечая на упрек Суво рина, что в «Истории одного города» есть «бесцельное глумление над народом», он писал: «Вообще, недоразумение относитель но глумления над народом, как кажется, происходит оттого, что рецензент мой не от личает народа исторического, т. е. действую щего на поприще истории, от народа, как воплотителя идеи демократизма. Первый оценивается и приобретает сочувствие по мере дел своих. Если он производит Боро давкиных и Угрюм-Бурчесвых, то о сочув ствии не может быть и речи; если он выка зывает стремление выйти из состояния бес сознательности, тогда сочувствие к нему является вполне законным» (Соб. соч., М. 1976, т. 18 (кн. 2), стр. 85). Великий революционный демократ, кото рый, не будучи марксистом, тем не менее уже отказывался видеть зародыш социализ ма в крестьянской общине, а впрямую свя зывал социализм с наукой и техникой, ска зал слова, над которыми тоже нам надо бы задуматься всем миром. Бородавкины не возникают из болотных пузырей, а выходят из нашей, народной, среды. Мы уже доста точно вышли из «состояния бессознатель ности», чтобы перестать порождать Угрюм- Бурчеевых. Когда в последние годы мы пристально, как никогда прежде, вгляделись в самих себя, когда честно обнаружили такую соци альную и нравственную беду, как пьянство, взяточничество, массовое бракодельство, не трудовые доходы, нарушение самого глав ного принципа социализма «каждому по труду», — увидели факторы, подрывающие престиж реального социализма, тогда мы поняли, что социалистическая нравствен ность в нашем народе далеко еще не стала чертою всеобщей. В этом все и дело, в этом, может быть, и есть самое зерно перестрой ки: чтобы каждый выверил сам себя, свою индивидуальную нравственность, ее соответ ствие или ее расхождение с идеалами нрав ственности социалистической. Мы сейчас самый самокритичный народ в мире. Мы не камуфлируем застойность и ретроградство взаимными обличениями, как это производят республиканцы и демокра ты в Конгрессе СШ А . У нас идет всенарод 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2