Сибирские огни, 1987, № 11
Стабилизация и первые признаки расцве та колхозного строя пришлись на 1936-40 гг., восторжествовала, условно говоря, калинин ская линия, но путь к этому результату во многом лежал через сталинскую тенденцию, мучительную для миллионов крестьян. Я отметил годы, когда писались восьмой том «Истории С С С Р » и четвертый том «Истории КП С С». Первый создавался в ат мосфере X X и X X II съездов К П С С , когда пересматривались устарелые политические и экономические концепции, разрушались многие догмы, а второй отражал ту благост ность, стремление пригладить недостатки и создать видимость благополучия, которым были отмечены конец 60-х, 70-е и начало 80-х годов. Концепция благостности в обла сти истории ясно выражена в «Воспомина ниях» Л . И. Брежнева. Особенно показа тельны страницы, где он рассказывает, как решил с работы на селе вернуться на род ной Днепровский завод имени Дзержинско го: «Я рассуждал так: в коллективизации уже произошел необратимый сдвиг (к сере дине 1931 года в колхозы объединилось бо лее половины индивидуальных хозяйств страны), а индустрия силу только еще на бирает» (Л. И. Брежнев. Воспоминания. М . Изд. полит, лит-ры, 1981, стр. 34). И это сказано о 1931 годе, одном из са мых труднейших в истории коллективиза ции! Очень даже не случайно наше современ ное общество’ ищет сейчас обнаженную историческую правду не столько в науке истории, сколько в художественной литера туре — в романах Федора Абрамова, в по трясающей повести Михаила Алексеева «Драчуны», в старой повести Сергея Залы гина «На Иртыше». Потребность общества в ясной картине своего трагедийного прош лого все равно должна найти исход, и если отстает наука, то в эти бреши бросается ху дожественная литература. Как сказал но восибирский поэт Александр Кухно, ныне, к сожалению, покойный, в поэме «Море», на писанной в 60-х годах: «Народ, он выска жется весь, иначе не избыть печали». Вполне понятно, какие невероятные труд ности стоят перед исторической наукой на ших дней. В. О. Ключевский утверждал, что история — это лишь то, что отошло уже по меньшей мере на 50 лет. А мы отмечаем всего лишь 70-летие Октября. 70 лет! — срок одной человеческой жизни, ничто еще не отошло в бесстрастное прошлое, с дней революции все еще и торжествует, и болит, и отдается в наших днях. Но, мало того, вообще есть еще особая трудность в деле каждого историка. Как известно, исследователь истории, в отличие от исследователя природы, скажем, физика, математика, биолога, сам является частью того объекта, который он познает как субъ ект. Есть такой термин у историков про са мих себя: «объективированный субъект». Хорошо зоологу, который с исследуемым им медведем ничем не связан, кроме как общим понятием живого существа, а тем более космологу, который вообще никакого отношения не имеет к далекой «черной ды ре», которую он пытается изучать. А каково историку, когда он весь плоть от плоти истории своего общества, своего рода, своих семейных традиций, когда в его генетиче ском коде отпечатаны все катаклизмы, про 158 несшиеся по его роду, по его классу на про тяжении многих десятилетий! Это ужасно трудное дело. И, вероятно, поэтому великих историков на земле всегда было и есть гораздо меньше, чем великих писателей или великих естествоиспытателей. А у нас сейчас историков, по крайней мере на уровне кандидатов исторических наук, числится чуть ли не в десяток раз (не имею, к сожалению, статистики) больше, чем, ска жем, членов Союза писателей С С С Р , кото рых, говорят, тоже слишком много по сравнению с качественным результатом. Мы охотно и много говорим о серости, за полонившей литературу и искусство, но не меньшая серость залила нашу историческую науку в тысячах монографий, статей, бро шюр, где идут сплошные повторы общепри нятых положений, привычных тем, где, в лучшем случае, накапливается кое-какой фактический, статистический материал, без движения, развития исторической мысли, с тщательным обходом болевых точек нашей краткой, но насыщенной и многосложной истории. Вот, например, сейчас литература и ис кусство заинтересовались периодом Брест ского мира, первой чрезвычайной трудно стью, с которой столкнулось молодое Со ветское государство. Этому посвящены фильмы «6 июля» , «Поименное голосова ние», а также капитальный, двухсерийный «Чичерин». Между прочим, некоторые мои коллеги и знакомые, увидев по телевидению «Поимен ное голосование», спрашивали меня, зная кое-какую причастность мою к историческим темам: «Почему фильм восемнадцать лет не пускали на экран? Ничего в нем особенного и нету». Я на свой страх и риск объяснял, что дело в фигуре Бухарина, которая трак туется совсем не так, как привыкли ее изо бражать с годов культа Сталина. Впервые в нашем искусстве он выведен не врагом на рода и «англо-немецким» шпионом, а в ка честве политического деятеля, недальновид ного, склонного к панике, пропагандирую щего опасную концепцию «революционной войны», но вовсе не желающего тайно по дорвать социализм. Товарищи в ответ на мои объяснения пожимали плечами, потому что само понятие «враг народа» давно скомпрометировано безвозвратно в обще ственном сознании после массовой реабили таций крупных деятелей партии и государ ства, загубленных при Сталине. Но, поднимая тему Брестского мира, все перечисленные фильмы тщательно обходят одну из ключевых фигур этого периода — Троцкого. Можно ли обойтись без фигуры Троцкого, не искажая, не фальсифицируя историю? На этот вопрос дают нам ясный ответ Маркс и Энгельс, определяя, если угодно, саму методологию подхода к подоб ным личностям в революционном движении. Как известно, Маркс и Энгельс немало сил положили в борьбе с прудонизмом, Маркс подверг сокрушительной критике идеи Пру дона в «Нищете философии». Но когда Прудон умер, то Маркс написал некролог, где сформулировал итоговую оценку дея тельности этого противника марксизма: «Прудон играл в истории европейского ра бочего движения слишком значительную роль, чтобы можно было так просто предать его забвению. Опровергнутый в теории, от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2