Сибирские огни, 1987, № 11
кать в колхоз. Нельзя, так как он является заклятым врагом колхозного движения» (И. Сталин. Соч., т. 12, стр. 170). Вот на этом все споры и кончились. На том же совещании Сталин провозгласил ликвидацию кулачества как класса. Сам по себе это был правильный лозунг: ликвиди ровать классовое, эксплуататорское сущест во кулачества, в корне переменить его со циально-экономическое состояние, ибо нали чие эксплуататорского класса в системе про летарской диктатуры противоречило самой сути социалистического государства. Но про ведение этого лозунга на практике было осу ществлено не по Ленинскому плану коопе рации, а сверхадминистративными мерами массовых репрессий. В Политическом отчете Центрального Ко митета X V I съезду ВК П (б ), 27 июня 1930 г., И. В. Сталин сказал: «Некоторые товарищи думают, что глав ное в наступлении социализма составляют репрессии, а если репрессии не нарастают, то нет и наступления. Верно ли это? Это, конечно, неверно. Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым эле ментом наступления, но элементом вспомо гательным, а не главным» (там же, т. 12, стр. 309). Это спокойное рассуждение о необходимо сти репрессий «в области социалистического строительства» поразительно контрастирует с мыслью М . И. Калинина о большом значе нии революционной законности в период коллективизации. В Ленинский план коопе рации репрессии не входили. Совершенно очевидно, что внутри самой партии шли ожесточенные споры именно от носительно методов коллективизации, а с темпами ее, в общем, были все согласны — и М . И . Калинин, и Г. М . Кржижановский. Борьба этих двух тенденций, очень условно говоря — «калининской» и «сталинской» — отразилась в ряде партийных документов того времени, в перемежении приоритетов то той, то другой тенденции. Административные, насильственные мето ды коллективизации Сталин не насадил лич ной волей, он опирался на те, весьма много численные слои низовых партийных работни ков, которые другими методами не владели. Вероятно, репрессии тоже имеют свой за кон развития — закон снежного кома. Мало того, что под экспроприацию и выселение подпала значительная часть середняков, ко торая при помощи самого государства под няла свою зажиточность до уровня кулац кой, но в ту пору широко распространилось такое понятие: «подкулачник». Кто это та кой? Каково социально-экономическое содер жание этого термина? «Подкулачником» мог быть заклеймен и бедняк, и батрак, свя занный с репрессируемым кулаком или род ственными узами, или дружескими отноше ниями, или просто поддавшийся кулацкой агитации. Это был чисто политический яр лык, без всякого социально-экономического обоснования. Многие тысячи «подкулачни ков» тоже подверглись арестам и высылкам. В марте 1930 г. появляется статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Че рез месяц, в «Ответе товарищам колхозни кам», Сталин говорит: «Иные думают, что статья «Головокружение от успехов» пред ставляет результат личного почина Сталина. Это, конечно, пустяки. Не для того у нас существует Ц К , чтобы допускать в таком деле личный почин кого бы то ни было» (там же, т. 12, стр. 213). Д а, это искреннее слова, Сталин как бы оправдывается перед сторонниками самых жестких методов за то, что не по своей во ле вынужден критиковать и одергивать, их. После X V I партсъезда Ц И К и Совнарком С С С Р принимают постановление о снижении на 50% налога с малоимущих колхозов и ТОЗов; налог с колхозников за индивиду альные участки земли устанавливается без прогрессии — доходность личного хозяйства могла расти без увеличения налога. Снова побеждает линия революционной законно сти. Но в 1931 году опять пошло обобществле ние всего скота, подрыв личного подсобного хозяйства, изъятие всего хлеба, вплоть до семян, у колхозов, отчего в деревне возник голод и началась вторая волна выхода из колхозов. Именно в эту пору, в борьбе и переплете нии двух тенденций, в разрыве между хо рошими постановлениями и практическими мерами, и произошел великий сгон крестьян ства с земли, отучение его от чувства хозяи на. Об этом, между прочим, говорится в то ме 8 «Истории С С С Р с древнейших времен до наших дней», вышедшем в 1967 году. И этот же период оценивается близко к духу «Краткого курса» в томе 4 (книга вторая) «Истории Коммунистической партии Совет ского Союза», который вышел в свет в 1971 году. Здесь все искривления приписываются только местным советским и партийным ор ганам: «Спешка и администрирование в хо де проведения коллективизации были явным отходом от выработанной партией линии» (стр. 63). Мы, марксисты, признаем роль личности в истории. Личность может опереться на одни тенденции в обществе, усилить их и приглу шить другие тенденции, она может окрасить своим пониманием действительности опре деленную эпоху. Но самая гениальная лич ность бессильна волевым актом породить тенденции, которых в обществе нет. Пред ставим себе тот же 1929 год: всего семь лет прошло после последнего выстрела граждан ской войны, народная психология, атмосфе ра общества вся еще была насыщена этой войной, в одной и той же деревне или ста нице жили вместе бывшие белые казаки ге нерала Мамонтова и бывшие красные каза ки Буденного; а кулаки снова взялись за обрезы, ведь даже в дни X V I партконферен ции поднялось кулацкое восстание в Наза рово, на Енисее. Конечно, оно было мало мощным, не сравнить с антоновщиной на Тамбовщине и с Кронштадтом в 1921 году, но оно вписывалось в атмосферу недавних вооруженных классовых схваток. И сторон ников самых жестоких методов коллекти визации и раскулачивания было в партии и среди бедняцкого актива очень много, мо жет быть, большинство. Именно на этих тенденциях и возрастал культ Сталина, его уверенность в том, что репрессии есть составная часть социали стического строительства. Спустя несколько лет Сталин обрушил их с ужасной силой уже на саму партию и на весь актив тог дашнего советского общества. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2