Сибирские огни, 1987, № 11

Анатолий НИКУЛЬКОВ САМООЧИЩЕНИЕ П робивая, утверждая деловые, практи­ ческие. принципы перестройки, мы не­ отвратимо сталкиваемся с необходи­ мостью общественного самоосознания — кто же мы такие, откуда взялось это многосложное драматическое переплете­ ние наших великих побед и крупных зава­ лов, чистейших помыслов и неприглядных дел? Ч еРн°-белой краски тут недостаточно, гладкость телеграфного столба не подходит для символизирования нашей реальной, а не писаной истории. Когда-то в давние студенческие годы, связанные с историческим факультетом Но­ восибирского пединститута, меня потрясла одна мысль А. И. Герцена в «Былом и ду­ мах», могучее открытие в области законов истории, которое вплотную приближается по своей прозорливости к марксистским от­ крытиям примерно в тот же период. Он оце­ нивает итоги Великой французской револю­ ции не как торжество свободы, равенства и братства, а как торжество буржуазного, «мещанского», по его определению, строя. И доказывает неизбежность именно этого торжества: «Якобинцы и вообще революционеры при­ надлежали к меньшинству, отделившемуся от народной жизни развитием. Они пред­ ставляли высшую мысль своего времени, его высшее, но не общее сознание, не мысль всех... У них было одно орудие — убежде­ ние, но для убеждения недостаточно правоты, в этом вся ошибка, а необходимо еще одно — мозговое равенство! Пока дли­ лась отчаянная борьба, при звуках святой песни гугенотов и святой «Марсельезы», по­ ка костры горели и кровь лилась, этого не­ равенства не замечали; но, наконец, тяжелое здание феодальной монархии рухнуло... и толпа хлынула, только не та, которую жда­ ли... Неотразимая волна грязи залила всё. В терроре 93, 94 года выразился внутренний ужас якобинцев: они увидели страшную ошибку, хотели ее поправить гильотиной, но, сколько ни рубили голов, все-таки склонили свою собственную перед силою восходящего общественного строя. Всё ему покорилось, он пересилил революцию и реакцию, он за­ топил старые формы и наполнил их собой, потому что он составлял единственное дея­ 154 тельное и современное большинство» (Бы­ лое и думы. ГИ Х Л . М . 1963, т. 1, стр. 639— 640). Опыт истории действительно говорит, что практическим итогом любой революции ни­ когда не получалось немедленное и полное воплощение ее высших целей. Некая средне­ действующая массового уровня заливала всё, останавливаясь где-то между разру­ шенным старым и. высшими целями. От этого не ушла и Великая Октябрьская революция. Очень интересно обратиться к записочке В. И. Ленина В. В. Адоратскому, заместителю заведующего Центральным ар­ хивным управлением, от 20 сентября 1921 года, в пору разработки новой экономиче­ ской политики, которую Ленин, как извест­ но, называл отступлением для сосредото­ чения сил. Ленин пишет: «т. Адоратский! Не могли ли бы Вы помочь найти сле­ дующие две вещи: 1. ту статью (или место из брошюры? или письмо?) Энгельса, где он говорит, опира­ ясь на опыт 1648 и 1789, что есть, по-види­ мому, закон, требующий от революции про­ двинуться дальше, чем она может осилить, для закрепления менее значительных преоб­ разований? Мне помнится, что это было напечатано в нашей заграничной большевистской газете («Пролетарий»?) в эпоху 1908— 1912, но помню смутно» (П С С , т. 53, стр. 206). Ленин вспомнил статью Энгельса «Введе­ ние к английскому изданию «Развития со­ циализма от утопии к науке», написанную в 1880 г., которая действительно цитирова­ лась в статье В. И. Ленина «К оценке рус­ ской революции» в газете «Пролетарий» 10 (23) мая 1908 г.: «Для того, чтобы буржуазия могла за­ получить хотя бы только те плоды победы, которые тогда были уже вполне зрелы для сбора их, — для этого необходимо было до­ вести революцию значительно дальше та­ кой цели; совершенно то же самое было в 1793 г. во Франции, в 1848 г. в Германии. По-видимому, таков на самом деле один из законов развития буржуазного общества»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2