Сибирские огни, 1987, № 11
Анатолий НИКУЛЬКОВ САМООЧИЩЕНИЕ П робивая, утверждая деловые, практи ческие. принципы перестройки, мы не отвратимо сталкиваемся с необходи мостью общественного самоосознания — кто же мы такие, откуда взялось это многосложное драматическое переплете ние наших великих побед и крупных зава лов, чистейших помыслов и неприглядных дел? Ч еРн°-белой краски тут недостаточно, гладкость телеграфного столба не подходит для символизирования нашей реальной, а не писаной истории. Когда-то в давние студенческие годы, связанные с историческим факультетом Но восибирского пединститута, меня потрясла одна мысль А. И. Герцена в «Былом и ду мах», могучее открытие в области законов истории, которое вплотную приближается по своей прозорливости к марксистским от крытиям примерно в тот же период. Он оце нивает итоги Великой французской револю ции не как торжество свободы, равенства и братства, а как торжество буржуазного, «мещанского», по его определению, строя. И доказывает неизбежность именно этого торжества: «Якобинцы и вообще революционеры при надлежали к меньшинству, отделившемуся от народной жизни развитием. Они пред ставляли высшую мысль своего времени, его высшее, но не общее сознание, не мысль всех... У них было одно орудие — убежде ние, но для убеждения недостаточно правоты, в этом вся ошибка, а необходимо еще одно — мозговое равенство! Пока дли лась отчаянная борьба, при звуках святой песни гугенотов и святой «Марсельезы», по ка костры горели и кровь лилась, этого не равенства не замечали; но, наконец, тяжелое здание феодальной монархии рухнуло... и толпа хлынула, только не та, которую жда ли... Неотразимая волна грязи залила всё. В терроре 93, 94 года выразился внутренний ужас якобинцев: они увидели страшную ошибку, хотели ее поправить гильотиной, но, сколько ни рубили голов, все-таки склонили свою собственную перед силою восходящего общественного строя. Всё ему покорилось, он пересилил революцию и реакцию, он за топил старые формы и наполнил их собой, потому что он составлял единственное дея 154 тельное и современное большинство» (Бы лое и думы. ГИ Х Л . М . 1963, т. 1, стр. 639— 640). Опыт истории действительно говорит, что практическим итогом любой революции ни когда не получалось немедленное и полное воплощение ее высших целей. Некая средне действующая массового уровня заливала всё, останавливаясь где-то между разру шенным старым и. высшими целями. От этого не ушла и Великая Октябрьская революция. Очень интересно обратиться к записочке В. И. Ленина В. В. Адоратскому, заместителю заведующего Центральным ар хивным управлением, от 20 сентября 1921 года, в пору разработки новой экономиче ской политики, которую Ленин, как извест но, называл отступлением для сосредото чения сил. Ленин пишет: «т. Адоратский! Не могли ли бы Вы помочь найти сле дующие две вещи: 1. ту статью (или место из брошюры? или письмо?) Энгельса, где он говорит, опира ясь на опыт 1648 и 1789, что есть, по-види мому, закон, требующий от революции про двинуться дальше, чем она может осилить, для закрепления менее значительных преоб разований? Мне помнится, что это было напечатано в нашей заграничной большевистской газете («Пролетарий»?) в эпоху 1908— 1912, но помню смутно» (П С С , т. 53, стр. 206). Ленин вспомнил статью Энгельса «Введе ние к английскому изданию «Развития со циализма от утопии к науке», написанную в 1880 г., которая действительно цитирова лась в статье В. И. Ленина «К оценке рус ской революции» в газете «Пролетарий» 10 (23) мая 1908 г.: «Для того, чтобы буржуазия могла за получить хотя бы только те плоды победы, которые тогда были уже вполне зрелы для сбора их, — для этого необходимо было до вести революцию значительно дальше та кой цели; совершенно то же самое было в 1793 г. во Франции, в 1848 г. в Германии. По-видимому, таков на самом деле один из законов развития буржуазного общества»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2