Сибирские огни, 1987, № 11
ды нам вновь пришлось столкнуться с та ким злейшим врагом, как взятка»1. Действительно, комчванство, стремление «решать декретированием» и сегодня весь ма успешно маскируется под коммунисти ческую партийность. И взятка не только живет в кабинетах расхитителей, ворочаю щих миллионами, ко и вошла в быт мил лионов под тихим названием «блат». А ведь взятка — это экономическая мера распро странения бюрократизма как возможности использовать служебное положение в ко рыстных целях. И поскольку общая безгра мотность ликвидирована, тем нетерпимее в советском обществе безграмотность полити ческая, т. е. низкая политическая культура, когда люди вопреки собственным интере сам лишь формально участвуют в политике: дежурные аплодисменты дежурному ора тору, голосование не глядя в предложенный список, дружное поднятие рук за хоро шую резолюцию, после чего она дружно навеки забывается. Опасных масштабов достиг и такой враг, как пьянство. Оно тоже имеет свои серьезные корни в жизни нашего общества, поэтому «каждый должен уяс нить, что борьба с пьянством — это не кратковременная кампания»1 2. Говоря о росте культуры, не следует за бывать о ее классовом характере. Так, важнейшим качественным показателем ста новления и развития социалистической ду ховной культуры является степень, во-пер вых, разработанности марксистско-ленин ской идеологии, а во-вторых, ее рас пространения в сознании масс рабочих и всех трудящихся. Материальная сторона об щественной жизни выступает как основа развития духовной культуры и находится в диалектической взаимосвязи с ней. Нам необходимо сформировать и сделать достоянием широких масс новое мышление. Что это такое, в чем его суть? Это действи тельно научное, диалектико-материалистиче ское мышление. Тогда в чем его новизна, ес ли диалектический материализм существует уже больше века? Новизна в том, что это диалектико-материалистическое мышление, обогащенное всем опытом X X века, и преж де всего — опытом нашего собственного се мидесятилетнего развития. В сущности, «сов ременный социализм должен познать в первую очередь самого себя»3. И это не такая простая задача. Одна из особенностей нашей духовной жизни состо ит в том, что произошла подмена многих марксистских понятий в духе бюрократизма и мелкобуржуазности как на уровне мас сового сознания, так и в сознании специа листов. Ведь социальное мышление имеет классовый характер. И если, например, на ша исходная патриархальность до сих пор живет в нас обломовщиной и отсутствием навыков индустриального труда, могла ли она не найти свое выражение в соответст вующих идеях? И если для бюрократа суть дела — в форме, мог ли он не свести к форме, т. е. не превратить в формализм все то, чем он занимался? А у тружеников не хватало экономической, политической и иной культуры понять существо происхо дящего. Поэтому бюрократическое извраще1 Лигачев Е. К- Готовясь к партийному съезду. «Коммунист», 1985, № 12, с. 17. 2 Там же. 8 А. Яковлев. Достижение качественно нового состояния советского общества и общественные науки. «Коммунист», 1987, № 7, с. 8. 152 ние планирования мы принимали за социа листическое планирование,— правда, в кон це концов начали недоумевать, почему это диспропорции в экономике нарастают и на растают, порождая бесконечный и зачастую нелепый «дефицит». Поэтому бюрократиче скую пародию на соревнование принимали за настоящее социалистическое соревнова ние,— правда, сокрушались, почему это оно, вопреки ожиданиям классиков, такое неэффективное. Школу, вопреки всем требо ваниям марксизма-ленинизма, построенную на формализме, зубрежке и отрыве от тру да, умиленно называли трудовой и поли технической,— правда, при этом сожалели, почему это наши дети не умеют трудиться, а то и — страшно промолвить! — не любят, презирают труд. А корень всего в том, что путали демо кратический централизм с бюрократиче ским централизмом. Правда, при этом се товали, что нам бы демократизма к центра лизму добавить. А когда — естественный результат бюрократического централизма! — стала нарастать анархичность и виде местничества и тому подобных тенденций, заговорили, что нам бы и централизма до бавить не худо. И нам действительно ну жен был «и демократизм, и централизм», только качественно иного типа. Успех перестройки во многом зависит от наших интеллектуальных усилий. Вопрос ставится так: «Нам насущно необходим принципиальный прорыв на теоретическом фронте, основанный на строгом анализе всей совокупности фактов общественной жизни, научном обосновании целей и пер спектив нашего движения. Нельзя успешно двигаться вперед методом проб и ошибок. Это дорого обходится обществу»1. Страна подошла к рубежу, когда даль нейшее движение вперед при помощи эмпи рического перебора вариантов становится не только нерациональным, но и невозмож ным вообще. Это обусловлено именно успе хами социалистического развития. М ас штабы уже созданных материальных и ду ховных ресурсов таковы, что их нерацио нальное использование повлечет слишком серьезные негативные последствия, чтобы это можно было допустить. Для развития теории нужна основа. Пер вая такая основа — наша классическая теория. Сегодня как никогда необходимо адекватное, творческое прочтение классиков марксизма-ленинизма, мысленный возврат к нашим исходным концептуальным ориен тирам, чтобы точнее прочертить траекторию через настоящее в будущее. И это забота не только специалистов. Уважаемый чита тель! Если Вы этого еще не сделали, осве жите в своем сознании такие труды В. И. Ленина, как «Государство и революция»,. «Очередные задачи Советской власти», цикл последних статей и заметок, продик тованных уже в период болезни. Поверьте, эти предоктябрьские и послеоктябрьские страницы коммунистической мысли будут восприниматься в свете перестройки совсем иначе,— и теми, кто заглядывал в них во студенчестве, и теми, кто слушал о них в системе экономической и политической учебы. Сегодня они по-новому актуальны. 1 Горбачев М. С. О задачах партии по коренной перестройке экономики. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 25 июня 1987 г. «Коммунист», 1987, № 10, с. 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2