Сибирские огни, 1987, № 11
нужна объективная основа — совпадение интересов, и прежде всего материальных. Его самостоятельная ценность в том, что лишь он дает высшую радость — чувство подлинного человеческого единства, солидар ности, дружбы, любви. Ему соответствует не конкуренция, а социалистическое сорев нование, когда исключен успех за счет дру гих, и высокие результаты достигаются только за счет превознеможения себя — собственной лени, неорганизованности и т. п. Сущностная черта, или, как сказал бы философ, субстанция коммунистической формации, есть коллективность. Реальное достижение коллективности в различных сферах жизни и является мерой реального становления новых, социалистических и коммунистических общественных отноше ний, мерой продвижения по пути строитель ства нового общества. Но все ли дороги ведут к коммунизму? Отнюдь нет. Существует немало тупиковых ветвей истории. Австралийские аборигены, например, не поднялись даже до феодализ ма. В наступлении коммунизма нет фаталь ной, абсолютной необходимости. Но если человечество будет жить и развиваться, у него нет другого пути развития, кроме как поставить под коллективный контроль си лы общественного производства. А это и есть коммунизм. Вот в чем состоит его исто рическая необходимость. Коммунизм — это не единственная возможность для чело вечества. Коммунизм это единственная воз можность развития человечества. И наличие этой возможности особенно ценно, когда сила эгоистических интересов делает опас но вероятной такие возможности, как ги бель человечества в термоядерной войне или в экологической катастрофе. Чтобы жить завтра, надо выжить сегодня. А для этого надо видеть перспективу. Та кую перспективу открывает социализм. Поэтому он и становится основным факто ром борьбы за выживание и дальнейшее развитие всего человечества. Возникновение этой перспективы — не вообще, а в реаль ном историческом процессе — прямая за слуга Октября. Таковы его исторические масштабы. Возникает вопрос: сопоставима ли ны нешняя перестройка с Октябрьской рево люцией по своему историческому значению? Не является ли их непосредственное соот несение лишь данью юбилейной дате? И не являются ли слова о революционном ха рактере начатых и предстоящих преобразо ваний своего рода агитационным преувели чением, призванным подчеркнуть важность этого дела, но отнюдь н^ претендующим на буквальное понимание? Думаю, что нет. Мы сами сегодня лишь постепенно осозна ем подлинное значение преобразований, на чатых в марте-апреле 1985 г. Так, в докла де на Пленуме Ц К К П С С 27 января 1987 г. М . С. Горбачев говорил, что «...дело пере стройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем — более глубокие, чем это представлялось нам рань ше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становятся ее мас штабность и значение, выявляются все но вые нерешенные проблемы, оставшиеся в наследие от прошлого»1. 1 Горбачев М. С. О перестройке и кадровой политике партии. «Коммунист», 1987, № 3, с. 5—6. 148 Дело в том, что нынешний курс К П С С прямо определяется требованием историче ских обстоятельств. Как действительная ру ководящая сила советского общества партия не могла не начать преобразований, необхо димость которых назрела уже давно. А на чав борьбу за обновление, она должна сле довать логике • общественного развития, делать то и так, что и как из этой логики вытекает. Начался процесс осознания на шей исторической ответственности перед вызовом времени. По-старому больше жить нельзя,— сказала партия,— и советские лю ди все глубже проникаются пониманием этой отрезвляющей правды. Сегодня все яс нее становится, что от успеха перестройки прямо зависит развитие и процветание на шей Родины. Все яснее становится н то, что от хода и исхода перестройки зависит не только наше собственное будущее, но и судьбы социа лизма во всем мире. В. И. Ленин подчерки вал, что победа социализма будет обеспе чена силой примера. Станет ли социализм исторически привлекательным обществом не только для трудящихся освобождающих ся от гнета колониализма стран, но и для трудящихся развитых капиталистических стран — вот от чего в конечном счете зави сит победа социализма во всемирном мас штабе. Наша беда в том, что мы еще не научи лись использовать глубинные преимущества нашей социально-экономической и полити ческой системы. И все зависит от того, как быстро мы сумеем это сделать, ибо неиз бежные трудности всемирно-исторического противостояния двух систем усугубляются отставанием, допущенным на предшествую щем этапе. Что для этого необходимо? Наши преимущества, например, в нравст венной сфере сегодня уже неоспоримы. Товарищество, доброта, оптимизм, интер национализм советского человека снискали признание у множества простых людей во всем мире, несмотря на неустанные усилия империалистической пропаганды создать из нас «образ врага». Эти моральные ка чества — не только продолжение наших лучших вчерашних традиций, но и несом ненное завоевание социализма. Однако и В' нравственной сфере ситуа ция очень непростая. «Возникшие в послед ние годы элементы социальной коррозии не гативно сказались на духовном настрое общества, как-то незаметно подтачивали вы сокие нравственные ценности, которые бы ли всегда присущи нашему народу и кото рыми мы гордимся — идейную убежден ность, трудовой энтузиазм, советский пат риотизм. Неизбежное следствие этого — падение интереса к общественным делам, проявле ния бездуховности и скептицизма, сниже ние роли моральных стимулов труда. Воз росла прослойка людей, в том числе среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, к наживе любыми способами. Их циничная позиция принимала все более воинствующие формы, отравляла сознание окружающих, породила волну потребительства. Показателем па дения социальных нравов стали рост пьян ства, распространение наркомании, увеличе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2