Сибирские огни, 1987, № 11

В. СА Б Л И Н . Вы, Афанасий Лазаревич, знаток сельского хозяйства, людям деревни вы посвятили многие свои произведения — романы, повести, рассказы, очерки. Они по­ могали и помогают осуществлять перемены, намеченные партией. В один из моих приездов на Издревую мы разговорились с Афанасием Лазаревичем о сложной и бурной эпохе 20-х годов, когда, после окончания гражданской войны, за­ рождалась литература новой Сибири. Шли ожесточенные споры о путях ее развития, шла острая борьба между различными группами и направлениями. Афанасий Лазаревич был участником Первого съезда писателей Сибири, который проходил в Новосибирске в 1926 году. В 20-е годы, — сказал он, — произошли два крупных события для всей культурной жизни нашего края. 1922 год — это год рождения журнала «Сибирские огни», а 21 мар­ та 1926 года в Новосибирске начал свою работу Первый съезд писателей Сибири. Ко времени открытия съезда Лидия Сейфуллина, Анна Караваева, Феоктист Бере­ зовский и Валериан Правдухин уже уехали в Москву. Поэтому нужно было объединить, вдохновить оставшихся мастеров слова, а главное — заняться воспитанием литературной молодежи из рабочих и крестьян. Закоперщиком, душой организации съезда был Владимир Яковлевич Зазубрин — автор первого советского романа «Два мира». По свидетельству Горького, Владимир Ильич Ленин назвал эту книгу «нужной». У меня хранится листок из старого блокнота с записью беседы с Горьким. Алексей Максимович сказал о Зазубрине: «Большой чело­ век. Способнейший». Тут я должен сказать, что некоторые острые произведения Зазуб­ рина современному читателю незнакомы, но они достойны того, чтобы сегодня их опуб­ ликовать. Для заседания Первого съезда писателей Сибири на целых четыре дня свой клуб гостеприимно предоставили охотники. Это не случайно. Зазубрин говорил, что писатели- сибиряки часто брали героями своих произведений партизан, золотоискателей и охот­ ников. — Обстановка на съезде была ведь сложная. — Съезд проходил бурно, на нем разгорались споры, но все-таки победило едино­ душие, и в принятом решении было записано: «Ни на минуту не сдавать позиций ком­ мунизма. Быть литературой борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян». Съезд требовал ценить культурное наследие и с величайшим тактом отно­ ситься к тем, кто пожелает пойти с пролетариатом. Каждому делегату была подарена стопа бумаги. Съезд надеялся, что она превратится в произведения, нужные партии и народу, взволнованные и талантливые. И литературная работа в крае оживилась. Активно заявила о себе молодая поэтиче­ ская поросль: Джек Алтаузен, Михаил Скуратов, Иосиф Уткин, Василий Непомнящих, Евгений Березницкий. Пробовал свой голос юный тогда Александр Смердов. Писатели поехали за очерками: на трассу Турксиба, в Кузбасс, в рудный Алтай, в колхозы и сов­ хозы, на освоение Арктики. Появились очерки Надежды Чертовой. Партизан Петр Поли- карпович Петров засел за роман «Борель» о восстановлении золотых приисков. Михаил Ошаров, знаток Севера,— за роман «Большой аргиш» о жизни эвенков, Ефим Перми- тин — за второй «колхозный» роман «Когти», недавно переизданный в Новосибирске к 90-летию писателя. И примечательно, что все эти книги встретили доброе отношение Горького. Он беседовал с авторами-сибиряками, писал им письма. Союз рос. К весне 1928 года было решено созвать Второй съезд, уже с участием народов Сибири. Начать то, что в наше время блестяще выполняет наш многонациональный Союз писателей. Д а ­ ли согласие участвовать якуты и бурято-монголы. Этому съезду, считая его первым. Горький прислал свое развернутое приветствие. Оно было опубликовано в «Правде». Горький писал: «Сердечно приветствую Первый съезд литераторов Сибири, единокровных со мною, и людей других племен суровой, великой страны! Сожалею, что я не среди вас, товарищи, сожалею, что я не могу видеть ваши глаза, пожать крепкие руки, слышать ваши голоса. ...Может быть, недалек день, когда мастера слова из Китая, Индии, Африки сойдут­ ся где-то в России для того, чтобы почувствовать друг друга братьями и открыть глаза и понять необходимость единодушной борьбы против всего, что разъединяет их. В России совершается то, чего никогда и нигде не было,— русский рабочий народ действительно объединяет всех иноплеменных людей в одно великое дело — в творчест­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2