Сибирские огни, 1987, № 11
В. СА Б Л И Н . Вы, Афанасий Лазаревич, знаток сельского хозяйства, людям деревни вы посвятили многие свои произведения — романы, повести, рассказы, очерки. Они по могали и помогают осуществлять перемены, намеченные партией. В один из моих приездов на Издревую мы разговорились с Афанасием Лазаревичем о сложной и бурной эпохе 20-х годов, когда, после окончания гражданской войны, за рождалась литература новой Сибири. Шли ожесточенные споры о путях ее развития, шла острая борьба между различными группами и направлениями. Афанасий Лазаревич был участником Первого съезда писателей Сибири, который проходил в Новосибирске в 1926 году. В 20-е годы, — сказал он, — произошли два крупных события для всей культурной жизни нашего края. 1922 год — это год рождения журнала «Сибирские огни», а 21 мар та 1926 года в Новосибирске начал свою работу Первый съезд писателей Сибири. Ко времени открытия съезда Лидия Сейфуллина, Анна Караваева, Феоктист Бере зовский и Валериан Правдухин уже уехали в Москву. Поэтому нужно было объединить, вдохновить оставшихся мастеров слова, а главное — заняться воспитанием литературной молодежи из рабочих и крестьян. Закоперщиком, душой организации съезда был Владимир Яковлевич Зазубрин — автор первого советского романа «Два мира». По свидетельству Горького, Владимир Ильич Ленин назвал эту книгу «нужной». У меня хранится листок из старого блокнота с записью беседы с Горьким. Алексей Максимович сказал о Зазубрине: «Большой чело век. Способнейший». Тут я должен сказать, что некоторые острые произведения Зазуб рина современному читателю незнакомы, но они достойны того, чтобы сегодня их опуб ликовать. Для заседания Первого съезда писателей Сибири на целых четыре дня свой клуб гостеприимно предоставили охотники. Это не случайно. Зазубрин говорил, что писатели- сибиряки часто брали героями своих произведений партизан, золотоискателей и охот ников. — Обстановка на съезде была ведь сложная. — Съезд проходил бурно, на нем разгорались споры, но все-таки победило едино душие, и в принятом решении было записано: «Ни на минуту не сдавать позиций ком мунизма. Быть литературой борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян». Съезд требовал ценить культурное наследие и с величайшим тактом отно ситься к тем, кто пожелает пойти с пролетариатом. Каждому делегату была подарена стопа бумаги. Съезд надеялся, что она превратится в произведения, нужные партии и народу, взволнованные и талантливые. И литературная работа в крае оживилась. Активно заявила о себе молодая поэтиче ская поросль: Джек Алтаузен, Михаил Скуратов, Иосиф Уткин, Василий Непомнящих, Евгений Березницкий. Пробовал свой голос юный тогда Александр Смердов. Писатели поехали за очерками: на трассу Турксиба, в Кузбасс, в рудный Алтай, в колхозы и сов хозы, на освоение Арктики. Появились очерки Надежды Чертовой. Партизан Петр Поли- карпович Петров засел за роман «Борель» о восстановлении золотых приисков. Михаил Ошаров, знаток Севера,— за роман «Большой аргиш» о жизни эвенков, Ефим Перми- тин — за второй «колхозный» роман «Когти», недавно переизданный в Новосибирске к 90-летию писателя. И примечательно, что все эти книги встретили доброе отношение Горького. Он беседовал с авторами-сибиряками, писал им письма. Союз рос. К весне 1928 года было решено созвать Второй съезд, уже с участием народов Сибири. Начать то, что в наше время блестяще выполняет наш многонациональный Союз писателей. Д а ли согласие участвовать якуты и бурято-монголы. Этому съезду, считая его первым. Горький прислал свое развернутое приветствие. Оно было опубликовано в «Правде». Горький писал: «Сердечно приветствую Первый съезд литераторов Сибири, единокровных со мною, и людей других племен суровой, великой страны! Сожалею, что я не среди вас, товарищи, сожалею, что я не могу видеть ваши глаза, пожать крепкие руки, слышать ваши голоса. ...Может быть, недалек день, когда мастера слова из Китая, Индии, Африки сойдут ся где-то в России для того, чтобы почувствовать друг друга братьями и открыть глаза и понять необходимость единодушной борьбы против всего, что разъединяет их. В России совершается то, чего никогда и нигде не было,— русский рабочий народ действительно объединяет всех иноплеменных людей в одно великое дело — в творчест 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2