Сибирские огни, 1987, № 11
качество полевых работ. И вообще — лю бой работы. И до утверждения в теории понятия раз витого социализма многим и многим было ясно, что на пути к великой коммунисти ческой сознательности лежит столь же ве ликий принцип материальной заинтересован ности, лежит не бревном поперек дороги, а необходимым звеном развития, помогающим выработать привычку к честному труду, де лающим этот труд первой жизненной необ ходимостью. Лишь при неумелом примене нии этот созидательский принцип может стать развращающим. С тех самых пор, точнее, после марта 1965 года, я пристрастно слежу за всеми поисками в сфере аграрной экономики и управления сельскохозяйственным произ водством... Хотя в «Большевике» и отработан хозрас чет, но для каждого отдельного члена бригады сломанная лопата все же виднее, чем отдаленный результат культивации поч вы тупыми орудиями, не уничтожившими сорняки. И есть настоятельная необходи мость контролировать этого механизатора. И того. И пятого-десятого. Вылавливать яв ных бракоделов и стоять над душой неумех. «Бо не ведают, что творят». Первую попытку усилить ответственность и самоконтроль за качеством полевых ра бот Бугаков предпринял, не задевая сло жившейся в колхозе структуры управления. Просто в один прекрасный день вторая комплексная бригада, с полного согласия всех ее членов, перешла на безнарядную систему оплаты труда в растениеводстве по конечному результату. То есть подряд на производство зерна был доверен коллекти ву из двадцати с лишним человек. Бригада — не хуже других, большой урожай и пред полагаемая экономия трудовых затрат су лили каждому из двадцати приличную до бавку к заработку и частицу славы первой подрядной бригады если не в Сибири, то в области и районе — обязательно. Но никакой ощутимой пользы от ново введения колхоз не получил.,. — В рамках обычной бригады нельзя до биться того, чтобы все трудились с одина ковым рвением, — объяснял мне Бугаков. — Надо посадить на землю настоящего хозяина — иначе ни урожай, ни производи тельность труда не поднять! Настоящими хозяевами, по его мысли, могут стать малые звенья, где каждый на виду у других, где рядом трудятся если не члены одной семьи, то во всяком случае единомышленники. Первое такое звено и составили братья Кожуховы. Тогда, весной 1985-го, еще никто не думал, какое впечатление на од носельчан произведет самый факт выделе ния этих двоих из общей массы колхозных механизаторов. И х сразу же окрес тили «фермерами». А потом и злее — «ку лаки»... Можно было бы не принимать всерьез это абсурдное, хотя и обидное сравнение: ну, какие же кулаки, когда все средства производства им дает колхоз, он же распо ряжается урожаем, когда весь их зарабо ток есть результат личного труда! Но дальше происходит вот что. Как только в печати, на телевидении по явились первые статьи и репортажи про 116 сибирских «китов», отовсюду посыпались вопросы: «А не возрождаем ли мы в дерев не кулацкий элемент?» В ту же пору резко возрос интерес к ис торическим изысканиям на тему раскула чивания в начале 30-х годов. О кулаках — бывших и «новых» так яростно спорят читатели и сами публицисты, что не мино вать и нам объяснения. Тема-то не отвле ченная... Мне не кажутся корректными рассужде ния уважаемого Геннадия Лисичкина, ко торый в упомянутой уже книге, рас сказывая о приобщении бывшего кулака- гроссбауэра в Г Д Р к социализму (герой очерка, добровольно отказавшись быть экс плуататором, становится прекрасным ор ганизатором социалистического кооперати ва), прозрачно намекает на то, что и мы могли бы сохранить для вящего процвета ния деревни фигуру рачительного хозяина земли, как бы его ни называли. А «Литературная газета» в диалоге пуб лициста К. Кожевниковой с академиком В. Тихоновым (8 апреля 1987 г.) хочет уверить, что кулак-мироед до начала сплошной коллективизации в стране не до жил, его-де ликвидировали еще в ходе ре волюции и гражданской войны. Тот факт, что дядья К. Кожевниковой — середняки, под раскулачивание попали безвинно, еще не значит, что в тогдашней деревне кула- ков-эксплуататоров вовсе не было! Иначе на кого же батрачили «за харчи» вплоть до конца двадцатых годов мои собствен ные родители? Ведь они называли кулаков этих по именам... Я, конечно, верю в перековавшегося гроссбауэра Г Д Р , чего же не перековаться, имея такой исторический опыт. Мне вот то же довелось в 70-х встречаться в Польше с богатыми сельскими хозяевами. Между прочим, когда я спросил одного из них, пана Пшибыла, не собирается ли он всту пать в сельскохозяйственный кооператив, моя милая провожатая, утверждавшая, что она является внучкой русской княгини Мышкиной, смеясь, заявила: «Я не буду переводить этот глупый вопрос»... Из дальнейшей беседы я узнал, что крестьян-единоличников, занимающих, кстати сказать, больше половины всех земельных угодий в стране, в П Н Р не толь ко не ограничивают, но и всячески поощря ют на развитие хозяйства. Поземельный налог невелик, технику, удобрения, нуж ные материалы — все можно купить, «бы ли б гроши». Известно, однако, что до продовольствен ного изобилия нашим соседям еще далеко. Конечно, было бы любопытно посмотреть на вросшего в социализм сибирского кула ка, да что-то не нашлось желающих «врас тать» мирно, без посягательства на заво евания революции. Настоящий кулак был слишком уверен в том, что без него Россия не обойдется. И то сказать: нигде в мире еще не было приме ра, когда бы голодранцы и батраки, взяв политическую власть на селе, сами управ лялись и с хозяйством. Ѳн боролся, ибо надеялся победить. Рассказали мне однажды... Богато, раздольно жил в селе крепкий хо зяин Парфеныч. Имел немало земли, дер жал ямщину, скупал лошадей. Погулять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2