Сибирские огни, 1987, № 10
Снова пошли. Неизвестно, сколько прошли... Витсам снова плакать взялась, снова сестры Витсам пытались утешить... Пять еще раз принималась Витсам рыдать — и озера слез возникали в урманах: каждое больше другого — все, будто слезы, прозрачны. Старшая сестрам сказала: «Вот семь озер — выбирайте, где поселиться. Вам надо жить своим домом. Давайте выберем озеро — каждой. Первое — Витсам, ведь ей-то хочется к родине ближе, Я же пойду еще дальше — чтоб отыскать свою речку, чтобы обжить свои воды...» Долго ее провожали, долго кричали вослед ей: «Контын я, контын я !1— речку, речку найди!..» Еще дольше шла она вдаль, повторяя сестринские наставленья: «Контын я! Контын я!» — эти вскрики ее, словно брызги, все по лесам разлетались и на ветвях повисали. Вскоре нашла она речку, где поселилась навеки. Через какое-то время прикочевали и манси на реку эту — разбили стойбище. И посбивали с веток заветные брызги. «Контын я!» — всюду звенело. «Контын я!» — слышалось всюду. Так и назвали ту речку — Хонда... станет опорой, защитой и вожаком. Но не смогут люди Туривыра видеть: будет, как мать, неземным он, будет, как мать, невидимкой. В дни же, когда ненасытный Хан Златоверхая Шапка, Обь и Иртыш обобравши, снова прислал к нам злодеев,— встал на защиту Туривыр. Конные ханские люди стали хитрее — на лодках плыли. В урманы заплыли, чтобы на кондинских манси с тылу напасть. Но Туривыр поднял все воды речные, поднял озерные волны — перевернул эти лодки и разметал это войско. Много на дне их осталось, много пошло берегами. Стали они приближаться к первому озеру — встала перед врагами преграда: мощный завал из деревьев. Двинутся — снова засека, а за одной и другая, третья... На Тымыне каждом манси встречали засекой ханских людей, а вдобавок — стрелами, копьями: битвой! И не проникли злодеи в глубь заповедных угодий — в стойбища Ивыра. Нынче можно увидеть на Евре след этих древних завалов — семь исполинских заломов из неохватных деревьев. Названье скатилось с ветки, понравилось людям и прижилось. И доныне в нашем народе бытует. Время пришло, и у Витсам сын народился. Случилось это на озере Тымын. В озере сына омыла, в травах росистых купала и пеленала туманом. Витсам припомнила лето, и работящего манси, и молодую любовь их, но не заплакала больше, а назвала в честь героя сына Туривыр пув — значит: Ивыра отпрыск озерный. Вырастет мудрым, могучим, к жизни людей справедливым добрый Туривыр. Попозже Ивыра людям заменит отпрыск озерный героя — 1 Контын я — мансийск.. найди року. Это потом уж, как в наши стойбища русские люди честно придут и открыто, семь наших Тымынов станут зваться Туманами, будет семь наших общих Туманов — семь заповедных. И манси эти названия примут — так сохранятся в народе знаки доверья и дружбы. Около мыса Карсава Усынья, малая речка, в Тымын холодный впадает — там даже в лютую стужу над полыньей белобокой пар поднимается. Люди едут туда отовсюду — «глазом Туривыра» манси ,ѴГі ту полынью называют... Г Старые малых приводят, сызмала чтоб увидали ІНК' светлое око природы, чтоб они знали: м и Туривыр зорко следит из пучины за чистотою стремлений всех, кто в леса к нам приходит. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2