Сибирские огни, 1987, № 10

сти совпали. О дин сам катапультировался, д р угом у помогли. У х о д из ситуация, где от тебя ничего « е зависит,— это и бунт, и акт сам озащ иты . И никогда это не проходит безболезненно, всегда слом , срыв. В сл ед з а явлением, как это всегда бы вает, возникла м ода н а него. П ояви ли сь те, кто эти умонастроения использую т, бравирую т ухо дом , вы тянув из «дом аш них философ ов» единственное: не такой, к ак все. Л итературой уловлено и сам о явление, и накипь на нем, и волна, и пена. П ена — показатель высоты волны , мелкая рябь пены не дает. И з повести Н . К урочкина «См ерть экзистенциалиста» мы узнаем историю некоего С ал ам ат и н а, в котором больш е позы , чем философии. О д н аж д ы В ови к С алам ати н «попадет под идею» — увлечется экзист-ф илософ ией. С тан ет, как говорится, дум ать в этом н аправлении, а потом и вовсе перейдет в новую веру — превратится в апологета экзистенциализм а, «А что делает человек, познавш ий истину? К онечно, если это в а ж ная истина и это порядочный человек? Он несет эту истину лю дям . О н становится пропагандистом , проповедником , пророком !» И Салам ати н идет «в народ». П р а в д а , его «народ» — это кучка снобов. И н теллигентов с тягой ко всему «запретном у», пикантном у, которы е изо всех сил стараю тся мыслить «не стандартно, по у казке». И В ови к с его модной философией окаж ется в кругу «сво и х»... Д ал ьш е — больш е: Вовчик переходит «от трепа к практике». Б росает работу, поры вает со всем и вся, уезж ает из го р од а... П отом слоняется по вокзалам , питается чем придется, приворовы вая порой с кладбищ енских могилок. Бы вш его интеллигентного человека преследую т милиционеры. Одним словом , экзист-ф илософ ия оказы вается делом весьма суетным . В ови к Салам ати н быстро вы ды хается, поняв, что «ничего у него не выйдет и пора кончать ком едию »... Т ак в нем умирает экзистенциалист. Ещ е одна несостоявш аяся суд ьба? Сры в, надлом ? Трагедия ж изни, потрясение? Н и чуть не бывало! П отряеени я-то и нет, нет его! Н а с не оставляет ощ ущ ение несерьезности всего происходящ его, и автор по ддерж и вает это ощ ущ ение иронией, изымая из всей истории с Вовиком Салам атины м трагедийный смы сл, делая его героем ф арса. Забавны е приключения есть, а ф илософии-то и нет. Х о тя как будто и основные полож ения экзиіст-философии излож ены . Э т у философию В овик как будто бы и выстрадал, «право» имел. Были в его жизни и Тулупекий — публично мыслящий трансцендентный ф илософ , бродящ ий по улицам В оей кова детства, от всего освободивш ийся; и смерть матери, и ухо д возлю бленной... В се это оставляло «зарубки на пам яти». И , смеем заверить, число этих «зар у бок» равно числу полож ений Вовиковой экзист-ф илософ ии. Автор долго и подробно выписывает случай за случаем из жизни своего героя, пы таясь исчерпы вающе объяснить причины ухо д а Вовика С а л а м атина. Н о ощ ущ ение недостаточности о снований для полной смены мировоззрения остается,— с чего бы это вдруг? И дело здесь в сам ом герое, в его неспособности испытывать сильные чувства, отдаваться чем у-либо целиком ... Есть у С ал ам ати н а неуязвим ость, некая толстокож есть. В се происходящ ее не зад евает каки х-то грубы х основ, а лишь оставляет царапины на его внешней оболочке. Н ет крайнего эм оционального напряж ения, которое обязательно при смене философии, мировоззрения, веры. О тсю да ощ ущ ение «елодлинности, н арочитости и его ф илософии, и всей его ж изни. Н ет у Сал ам ати н а философ ии, он как раз из тех, кто и без нее неплохо о б х о ди тся. Б уд учи последовательным экзистенциалистом , В овик Салам ати н дол ж ен , просто обязан «уйти из ж изни», умереть по- экзистенциалистски, то есть от своей руки и в срок, самим установленный. «Что' мож ет быть возвышенней сам оубий ства? Ведь уйти из жизни по собственному произволу, а не когда она велит,— это единственно, в чем человек м ож ет переплюнуть свою суд ь бу!» О д н ак о переплюнуть свою судьбу Б ови ну так и не удается, заставить себя прыгнуть под поезд он не м ож ет. И вообщ е, теории теориями, но себе, как говорится, д о р о ж е. Ж и ть хочется. Тут-то «несостояв- Ш'ийся покойник» и поним ает, что «а б со лютно не по-экзистенциалистски любит ды ш ать, ходить, видеть, есть, спать, читать,— ж и ть. Ж и ть ...» В статье « О пользе и вреде «домаш ней философии» Салам ати н отнесен авторами к «домаш ним ф илософ ам » по принципу: ф илософ ствует •— не работает — отделен от людей. И з всех этих определений-характеристик неверно первое, сам ое основное. Глубоко в суть вопроса авторы не вникали, им надо было лишь доказать «вред» дом аш ней философии. П о этом у в один ряд попали явления разного порядка, д аж е противополож ны е. И Салам ати н (который, кстати, идет в статье первым номером) их устраи вает. Д еск а ть , где ж е философия и где серьезный разговор о серьезном? Есть такая народная м удрость: когда пьешь пиво, не ищи в нем чая. Зачем ж е спраш ивать с автора то, что он заведом о показы вать не собирался? Р яд ом с чистым и честным служ ением идее много того, что О К О Л О , идея становится м одной, престиж ной и т. д. П о я вл я ется отряд проф анаторов, которые ее использую т. И , как правило, эти «использо- ватели», подобно С ал ам ати н у, каких-то серьезных убеж дений, критериев, привязок в жизни не имеют. П о этом у им и легко брать одну идею за другой. Д а , молодым автором подмечен в жизни интересный тип лю дей, но к героям-мы слителям при всем внешнем сходстве, при всей виешной атрибутике он никакого отношения не имеет. Лю бопы тна и необычна версия «до м аш него ф илософ а» у В . Л ичутин а. Его Б аны - кин — человек из деревни. И тут нельзя не зам етить, что место «дом аш него филосо ф а» в «деревенской» литературе предопределено, иначе и быть не м ож ет. В едь это литература особая, с особым видением мира, со своими критериями оценок. Д л я писателей-«деревенщ иков» важ н о понятие «родовой памяти» •— вы работанны х обы чаев и заветов. В аж н о понятие «корней», прикрепленности к земле. «Д еревенская» литература все поверяет естественными законами, природой. Э то «екая последняя инстанция, абсолю т. И по этим законам 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2