Сибирские огни, 1987, № 10

Т. ВАГАНОВА ЛИШНИЕ ЛЮДИ? .. / ''' траняая болезнь, непризнаваем ая медиками. Н аверное, многие носят ее в себе и не подозреваю т об этом. У большинства она проходит, как легкое недомогание, но порой она ж естоко калечит...» Т ак начиналась повесть В ладим ира Тендрякова «А постольская ком андировка». Этой болезнью был болен ее главный герой Ю рий Рыльников. А началось все в тот памятный вечер, когда он «в у ж а се осм елился задать себе простейший из простейш их, первобытнейший из первобытных вопросов — для чего ж и в у?» Зад ум ал ся о своем ничтож естве, ощ утил незащищенность своего «я». Н ад вин ул ась необъятная и ленивая В селенная, и в этом «вялом застое» его, Ю рия Ры льникова, жизнь «нечто столь незаметное по сравнению со вселенской ленью , что нельзя принимать в расчет». «В бесконечной Вселенной нет ничего бессмысленней м еня,— уж аснется герой,— мое «я», как и «я» миллионов други х, закончится ж алким холмиком зем ли...» И жизнь — неизбежное Приближение к нему. Ч еловек рож дается и начинает падать. В ся ж изнь — падение по заданной траектории, «парящ их не бы вает»... П отеряна точка опоры, герой завис. А вокруг неумолимо сдвигаю тся «тесные стены черного бытия, пустынного, равнодуш ного м рака». И он оди н... И люди вокруг ем у не опора, слишком разобщ ены , отъединены друг от д р у га. Слиш ком беспечны, «чудовищ но легкомы сленны ». И в этом легкомыслии их спасение. «Ж и вут и блаж енствую т, бесстраш но радостны ». Л а ск о вое, успокаивающ ее незнание, занавеш ен- ность от подступающ их со всех сторон зловещих вопросов. Умение довольствоваться простеньким. Будничный, маленький, компактный и уютный мирок. Вселенная на них не давит... Они здоровы , Ю рий Рыльников болен, «странно болен, тяж ко, почти смертельно». Е м у ж ал ь их, здоровых! Они ему не опора! А разум , н аука? Ю рий Рыльников, как 162 сотрудник научного ж ур н ал а, казалось бы, долж ен на них полагаться и им доверять. Р азум проникнет в бесконечную лень В се ленной, заявит о величии человека! Н о нет... «Эйнш тейн, Ф рид м ан ,— размыш ляет Ры льников,— откры ваю т что-то, проникают во что-то, истощ аю т мозги, чтоб спрятаться от вопиющ его и простого, очевидного до у ж а са вопроса: для чего, собственно, мы ?.. А Эйнш тейны и Ф ридманы с профессорской солидностью делаю т вид, что нет такого вопроса. Они забавляю т себя и мир разгадкой побочных ш ар а д ... Л иш ь бы убеж ать, лишь бы не признаться себе в своей собственной бессмы сленности ...» Ю рий Рыльников начинает мученически искать костыль для опоры растерявш ем уся человечеству. Вы двигает свою гипотезу спасения, П о ка она слиш ком см утна, чтобы стать непреложным руководством . В нее надо вгляды ваться, дорабаты вать... Д л я этого нуж н а полная внутренная сосредоточенность. А вокруг жизнь обы кновенная, до краев наполненная заботам и. Р астаски вает. О твлекает. Родны е и близкие — вечное обмиранне от страха за них. Н ад о освободиться от всего и вся, расковаться, оборвать путаны е нити связи с лю дьми. Ю рий Рыльников уходит, уезж ает в никуда. П о дальш е от сам ого себя. В ы брасы вается из своего прош лого, «как выбрасы вается сам оубийца из окна». Д ер ев ня Красногли.нка — «новоявленная М екка вы соколобого апостола». П о ж а л у й , с «А постольской командировки» в нашей литературе появился новый герой. Принципиально новый. Естественно, возникает вопрос: такой ли у ж он новый? Р азве мало в нашей литературе дум ающ их героев? Взять того ж е «реф лексирующ его». Н о в том-то и дело, что если герой п р еж ний занимался О С М Ы С Л Е Н И Е М , то этот - П Е Р Е О С М Ы С Л Е Н И Е М ж изни. П о явился герой, усомнивш ийся в оонове оонов, в том, что доселе принималось как сам о со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2