Сибирские огни, 1987, № 10

гневом , при всей ф арсовости ситуации, полностью в этой мысли убеж д ает. Ч итая рассказы С , Ф едо то ва, Е . Городец кого, повести Ю . Виськина или В . Коньяко- в а, невольно обращ аеш ь внимание на то, что их авторы не боятся развернуты х описаний производственны х процессов, ибо видят в них не просто ан ту р аж , а ту естественную среду обитания, ту (как вновь не вспомнить куваевскую «Территорию »!) «единственно правильную ж изнь на зем ле», в которой только и могут органично и полноценно сущ ествовать их персонаж и -производственники при всех своих плю сах и м и н усах. Н едооценка данного обстоятельства худож ественн о обедняет образ человека-труж ен и ка. К сож алению , далеко ещ е не всегда в так назы ваемой «производственной» прозе человек созидательного труда органично вписы вается в будни своей работы . П овесть Ю . О си п ов а, например, тож е по свящ ена заводской ж изни. О д н ак о, как ни странно, несмотря на многочисленные подробности, картина производственной жизни предприятия не убеж д ает. « С л о ж н ая ш тука — ц ех», — р ассуж д ает автор повести. Н о доказы вается это на таком приблизительно-описательном уровне, что заставляет усомниться не только в искомой слож н ости , но и вообщ е в достоверности сам ой картины. « С одной стороны , поглядиш ь на него (ц ех. — А . Г .) — муравейник м уравейником : все что-то делаю т, все куда-то что-то несут, торопятся, спеш ат. Ч то родится в этой меш анине станков, аппаратов, агрегатов, отделов, групп, отделений — не р азбереш ь. М уравей ни к муравейником . С д р у гой стороны глянеш ь — четко идет деталь от станка к станку. С оби раю тся детали в одном месте, — из десятка, а то из сотни деталей р ож д ается узел, который тож е начинает путеш ествовать, пока не приткнется где-то в другом цехе к таком у ж е узлу и не составит с ним одно целое. А потом ещ е что-то прибавится, ещ е что-то присоединится. Глядь — на сборке стоит м аш и н а... М н ого нуж но ум а и умения, чтобы тысячи ум ов и рук направить в одно русло — на создание умной и нуж ной машины. И лю ди, копош ащ иеся в муравейнике-цехе, создаю т эту м аш ину. С л ож н ая ш тука — ц ех». Э т о , так сказать, технические слож ности. Н о «достаточно в нем ещ е и всяких иных слож н остей, на други х уровнях — плана, дисциплины , чести, первенства...» Э ти неопределенны е слож н ости , м алоубедительные сам и по себе, способствую т ф о р мированию столь ж е неопределенно-приблизительного главного героя повести «К о вер-сам олет», наладчика С аш к у Б ар ан ова, у которого вроде бы все есть — и рабочая см екалка, и золоты е руки, и ряд см еж ны х профессий «в зан ач ке»,— но все ж е чего-то не хватает. Ч его именно? А вот этого, п о хо ж е , не знает не только герой произведения, но и его создатель («С т ал дум ать о том, что ж е ем у, С аш к е , нуж но. Т ак н уж н о , что без этого он и ж ить-то не м ож ет. И ответа на этот вопрос не н аш ел »). И , так и не сум ев разглядеть своего героя в контексте работы , д ел а, составляю щ его основное содерж ани е его жизни, Ю , О си І6 0 пов предпринимает «ход конем »: придумы вает «ковровую » интригу. С ут ь ее в сл едую щ ем . М о л о д а я С аш ки н а ж ена «п ом еш ана» на коврах. О д н аж д ы С аш к а , назаним ав денег, отстояв огром ную очередь, покупает дефицитный ковер, предвк уш ая, какую радость доставит супруге. Н о вместо благодарности был ж естоко о смеян за н епод хо дящ ую , по мнению ж ены , расцветку ковра. Удручен ны й, С аш к а понес продавать ковер на улицу, где и был взят милицией якобы за спекуляцию . О тсидев пятнадцать суток со всякими темными личностями, Б ар ан о в , придя дом ой и увидев на стене злополучный ковер, в беш енстве б р о сается на него и реж ет на куски. Теперь у ж е герой попадает в психбольницу. В е р нувш ись о ттуда, Б ар ан о в поры вает с сем ьей, родным заводом и уезж ает куда-то на Север, где ему «просторнее». Собственно говоря, у ж е сам а ситуация с резанием ценных вещей и круш ением м ебели далеко не нова (достаточно вспомнить известную пьесу В . Р о зо в а, где юный м аксим али ст, протестуя против м ещ анского вещ изм а, ш аш кой д ед а руш ит ш иф оньеры ), Н о это ещ е полбеды . Г ор азд о х у ж е другое: дан ная ситуация не только не пом огает р аскры тию образа С аш к и Б ар ан о в а , но, н аоб орот, ещ е больш е уводит его от читателя, д ел ая ещ е более расплы вчатым , приблизительным и, да простит меня автор повести, д ухо в н о убогим , хотя вроде бы герой и рвется всеми силам и из тесного м ещ ан ского круга, ищет простор вольной жизни. Н о дело, повторяю , в том, что ни герой, ни автор, чувствуется, не зн аю т, каков он, этот простор, в чем он а, вольная ж изнь, д о л ж н а заклю чаться, что необходим о пр отивопоставить затхлости м ещ анского зак у т ка. Б ез этого ясного представления (а оно тесно связано с расплы вчатостью в и зображении производственной жизни С аш к и Б а ран ова) автор не м ож ет подняться над п о ступкам и героя повести. И , чтобы хоть как- то выйти из полож ен и я, прибегает к весьма ш аблонным уловкам вроде резания ковров и побега в экзотические северные края, где якобы значительно легче дыш ится охочем у до воли человеку. И з преды дущ его разговора со всей очевидностью , напраш ивается ещ е и такой вы вод: неумение (или неж елание) понять и отобразить человека в естественной атм осфере его зан ятия, которым он так или иначе ж ивет, становится подчас одной из причин, п о буж д аю щ и х иных литераторов прибегать к готовым конф ликтам , давно опробованным ш там пам и стереотипам. Впрочем , возраж ение-то вы зы вает, как правило, не сам о по себе использование у ж е откры того, кем-то в практике х у д о ж ественной проверенного (хотя по больш ому счету и в этом хорош его м а л о ), а ск о рее отсутствие истинно творческого п о д хо да ко взятым напрокат худож ественным схем ам и прием ам . В от повесть Г . Ч уп ро ва «Г орн як». Г л а в ный ее герой — полный сил и энергии м о лодой инженер Виктор П о тал о в — с первых ж е дней работы сменным мастером на слю дяном прииске начинает вести борьбу за новую , более прогрессивную , технологию и организацию производства с закосневш им и, заботящ им ися только о собственном спокой ствии и благополучии начальником участка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2