Сибирские огни, 1987, № 10
Много лет впиталось намертво, без чего он и не мыслил себя теперь, необъяснимое, какое-то непонятное сам ом у чутье на д еся тые доли м иллиметра, способность улавл и в ать... строго ту ф орм у, которую требует технологи я... В от это как передать Н ай д енову сейчас, немедленно? П ервое днищ е подогнали с трудом . П антелейм ону приш лось доводить и Тол и ну сторону. — Я ж е говорил, не м огу, — Толя стоял с молотком в опущ енной руке. — Н е получается у меня. ...П остави л и второе. Застуч ал и . «Такими тем пам и, — д ум ал недовольно П ан телей мон, — сегодня вряд ли проколотим !» Н о работал без остановки. И показы вал, и подсказы вал Н ай д ен ову. Д а ж е перешел на его сторону, з а ж а л его кулак с молотком в р уке, постучал с силой, послабее, дробно. В зял др угую р уку Толи, поводил его пальцам и по дю рали , постучал, ещ е поводил. — В от здесь... Ч увствуеш ь? — А г а , — кивнул Толик обрадован но. — Точно!» С и туаци и , возникающ ие в повести «О бы чная см ен а», самы е что ни на есть рядовы е, обыденны е, какими полна ж изнь лю бого предприятия. Н о у Ю . Виськина они тем не менее не становятся банальным и, потому что за к аж д о й из них хорош о просм атриваю тся ж ивы е человеческие характеры и отнош ения. Ещ е одна лю бопы тная особенность. У Ю . В иськина, по сущ еству, отсутствую т р асхож и е «производственны е» конфликты, хотя все предпосылки их возникновения как будто бы налицо. П о весть и начинается-то вполне традиционной стычкой рабочего с мастером ц еха, а затем с контролером О Т К . А втор , одн ако, не торопится пустить повествование по знаком ой схем е «хорош ий рабочий — нерадивое начальство», не р аспаляет, не накаляет возникш его было конфликта м еж д у мастером З уевы м , контролером М акеевой и П антелейм оном , ибо, несм отря на разн огласи я, помыслы их устрем лены на общ ее дело, за которое все они горячо болеют. К аж ды й из них, будучи прав по-своем у, чувствует и понимает д ругого. Том у ж е П антелейм ону, например, нет особой н у ж ды разгады вать, почему не приняла у него (небы валый случай !) М акеева несколько деталей, об н ар уж и в в них незначительнейш ие отклонения от д о п уск а, хотя брака как такового не было и принять бы она вполне м огла: не только о чести заводской м арки, но и о его, профессиональной К о са- ревской, чести она заботи лась. «П ан тел ей мон и сам ведь переж ивал за свои детали, п о баи ваясь.. И у знакомы х слесарей сборочных цехов частенько после смены у п роходной интересовался, и его всегда усп окаи в али, см еясь: «Они у тебя как там и были — ни подгонять, ничего». И он взды хал облегченно, втайне р адо вал ся и д а ж е гордился». П оним ает К осарев и молодого м астера, задерганного неритмичной работой завода и семейными неурядицам и, а потому прощ ает ем у вспыльчивость, не во всем сп рав едливые упреки: «сегодняш нюю оби ду на него Пантелейм он как-то ср азу окончательно забы л». Д а и до обид ли! Д ел о в конце концов не оскорбленным сам олю бием движ ется, а глубоко заинтересованным совместным участием единомышленников — от р яд о вого рабочего до начальника лю бого ран га — доказы вает своей повестью Ю . Виськин. И зображ ен и е человека в сфере его проф ессиональной деятельности способствует не только глубоком у, но и достаточно объ ективному постижению личности. Э то зак о номерно. Систем а отношений «человек — р абота» с такой ж е четкостью и определенностью вы являет в индивидуум е все л у ч ш ее, с какой обн аруж и вает в нем и негативное. Д л я подтверж дения этой мысли о б ратим ся ещ е к одном у р ассказу С . Ф едо това — «Сем ьдесят семь д ум ». Герой р ассказа — вы сококвалиф ицированный наладчик Р оберт Рисин. О н отличный производственник, д аег сам ую больш ую вы работку в цехе, нет у него в работе простоев, перекуров, н о ... на поверку оказы вается элементарным рвачом , готовым на все ради лишней копейки. С о об р азуется при этом Рисин лишь с Собственным ж е л а нием «получить побольш е с наименьшими для себя затратам и» («вы все как хотите, — заявляет он после очередного сниж ения расценок, — я ж е меньше пяти сотен п о л учать не нам ерен»), соверш енно игнорируя при этом экономический закон , при котором рост заработной платы не долж ен опереж ать роста производительности труда. Т акой , с одной стороны ярко вы раж ен ный экстенсивный, а с другой — ж ест ко прагматический, подход к своем у кровному делу оборачивается в конечном счете н р авственной деградацией героя р ассказа, котором у вы года застит свет не только на производстве, но и в семейно-бы товы х отнош ениях. Р асск аз «Сем ьдесят семь д ум » начинается трагикомично. О д н аж д ы , зан ед уж и в , отпросивш ись пораньш е со второй смены, Р оберт Рисии застает дом а свою ж ен у с соседом - лю бовником. К ак обычно и бы вает в такого рода «стандартны х» полож ен и ях, начинается битье соперника, бурное выяснение отношений с суп ругой... С л о в о м , все те зн акомые читателю ж естокие страсти, которые сопровож даю т любовные треугольники с обм ануты м м уж ем . Впрочем , на этом бурная м елодрам а и з а канчивается. Л оги ка характера героя р ассказа предопределила совсем иной путь сюж етного развития. П о буй ство в ав, «сп устив пар», Рисин на мгновение зад ум ы вается: а не уйти ли ем у из дом у совсем , хл о п нув дверью ? Н о ... тут ж е пугается этой крамольной мы сли: «Н ет у ж , все здесь мной заработан о, мной потом полито». Б о лее того, прикинув, «сколько станут брать алиментов в случае р азв од а, да как все разделить», он «пришел к вы воду, что р а звод ем у материально не выгоден. П о этом у легко убедил себя, что необходим о лю бой ценой сохранить семью ». К ак видим, внешне гуманный нравственный акт зи ж дется у Роберта Р исин а на соверш енно безнравственной прагм атической основе. В итоге ж е — откровенно-циничный расчет приводит героя к сам о м у низкопробному конформ изм у. И заклю чи тельная сцена р ассказа, где Р оберт Рисин, м уж -рогон осец, по настоянию своей, такой ж е ж адн ой и меркантильной, супруги-дик- таторши идет извиняться... к ее лю бовнику, к котором у ещ е накануне пылал праведным 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2