Сибирские огни, 1987, № 10
или ж е будет гнать б р ак ... А это Ш аляпин. П о сл уш а й , как баси т...» Такой , я бы сказал эстетически наполненный, взгляд на р аботу, когда от нее (по признанию героя Е . Городецкого) «на д у 1 ш е было как в праздник, радостно и нетерпеливо», вообщ е, наверное, есть отличительная черта настоящ его рабочего. Н е случайно ж е , когда хотят подчеркнуть прекрасную работу м астера, говорят, что делает он ее артистически. А с другой стороны, развитое эстетическое ощ ущ ение позволяет том у ж е токарю с точностью и тонкостью худож н и ка в грубом куске металла увидеть будущ ее изделие. В этом нетрудно убедиться, послуш ав героя повести В . Коньякова «О дин раз увидеть» С т е пана Гурьян ова: «П риносят в цех болванку. К о в ан ая , с мятыми гранями, сизая, леж ит она на столе перед станком. См отриш ь на нее и видишь в ней ф орм у. И каж ется , что металл насторож ен , ж д ет, чтобы ож ить, чтобы зар аботать... Береш ь его, закрепляеш ь в патроне. И станок, и резцы , и руки — это не главное в работе. П ри кладн ое. Главное — чувствовать ф орм у. В едь она у ж е есть в болванке, зал ож ен а. А я ее долж ен вынуть. Р езцам и , сверлам и, напильником приблизиться к ней... Говорят, какой-то скульптор сказал , что ему вроде легко свои произведения создавать. Берет он кусок мрам ора и отсекает от него все лишнее. Мы подходим в музее к мраморной статуе и зати хаем. А здесь разве не то ж е сам о е?» Такой подход к делу, к том у ж е, самым естественным образом исклю чает всякую некачественность или д аж е небрежность, д а и на окруж аю щ ее заставляет смотреть иным взглядом и радоваться том у, «мимо чего еще недавно скользил равнодуш но». В свою очередь, через духовную слитность с профессией писатель, обращ аю щ и й ся к миру человека созидательного труда, получает возм ож ность гл уб ж е и убедительнее передать его суть, ярче высветить его облик. Тридцать лет проработал на родном з а воде слесарем-медником главный герой повести Ю . Виськина «О бы чная смена» Пантелеймон И ванович К осарев. В се тонкости своего нелегкого ремесла постиг он за долгое время; да и не просто ремесло и хлеб насущ ный для него работа — это сам а ж изнь, вне которой он, К осарев, немыслим и несущ ествуем . Ч итатель становится свидетелем только одного рабочего дня его трудовой биографии. П еред нами своеобразный худ о ж ест венный реп ор таж , написанный с большим знанием внутризаводской ж изни. П о н а ч ал у, п равда, возникает законное опасение: а не собьется ли автор, как у ж е неоднократно бы вало с писателями-«производст- венниками», на погребающ ую все остальное тягомотную описательность, не погрязнет ли в м елочах и подробностях цехового быта? О д н ако чем гл уб ж е вчитываеш ься в повесть «О бы чная см ен а», тем больш е у б е ж даеш ься, что воссоздание производственных процессов во всех детал ях и тонкостях сам о по себе не страш но, если оно не сам оцельно, если активно работает на худож ественное воплощ ение авторского замы сла и характеров, если оно помогает отраж ению межличностны х связей и отношений с ми 158 ром общ ественного бытия. П о то м у как (о б ратим ся еще раз к ди алогу Б . А н аш ен ко- ва и Д . М ихайличенко) «работа — это ведь не только станок, конвейер. Э т о и сам а атм осфера заводской ж и зни , это чувство причастности, возм ож ности осознать себя как личность. Э то лю ди, которые делаю т с тобой одно дело». Действительно, как-то очень органично уж и в аю тся в повести Ю . Виськина различные производственные (да и не только производственные) проблемы : качества продукции, ритмичности, кадровой политики, наставничества, добросовестного отнош ения к дел у... П роблемы эти автором специ ально не ставятся, не зад аю тся в качестве неких отправны х посылок или сюж етной конструкции. О н и , как чащ е всего, наверное, и бывает в реальной обстановке, возникаю т в ходе постоянно обновляющ егося процесса заводской ж изни , в результате которого вы двигаю тся все новые зад ачи , требования, условия. С П антелейм оном К осаревы м читатель знакомится в горячие дни конца м есяца, когда д а ж е у этого опытнейшего специ али ста начинаю т случаться сбои в работе. П о лож ение усугубляется тем, что напарник П антелейм она, слесарь Б ел я ев, не спешит выполнить срочное задани е, предпочитая ем у легкую ден еж н ую хал т ур у, на которую и тратит без зазрения совести такое д р а го ценное сейчас врем я. В этой-то обстановке К осар ев и реш ается на рискованный ш аг: берет в помощники м олодого слесаря Толю Н ай д ен о ва. Р и ск о ванный потом у, что дело срочное, требую щее вы сокого м астерства, а его-то пока и нет у Н ай ден ова. З ато есть, п о ж ал у й , не менее сущ ественное: вера учителя в успех ученика и горячее ж елание ученика оп равдать доверие учителя, что в конце концов и приносит ж еланны е плоды . С ц ен а , где в горячке «производственного боя» П антелейм он К осарев ведет ускоренное, применительно к обстановке, обучение молодого рабочего особенностям проф ессионального м астерства, с подлинно педагогическим тактом и чутьем вводя его в кл адовы е своего бесценного трудового опыта, — несомненно одна из лучш их в повести: х а рактер взаимоотнош ений учителя и ученика передан, с одной стороны , предметно, зрим о, а с другой — психологически д о стоверно и точно. «— Н е бойся, ударь посильней! — учил П антелейм он. — В от здесь. И здесь, — показы вал. — А это место простучи, простучи! — И сам обстукивал, обстукивал р азные места с разной силой, то вы соко в зм ахи вая м олотком , то дробью проходясь по неровностям . П о гл яды вая за Толей, П антелейм он з а мечал, как много ненуж ны х движ ений тот делает, как неумело ещ е работает. Стучит сильно там , где не надо, а где посильней следует, вроде как боится. И медленно у него получалось... З ам еч ая его ошибки, Пантелеймон п о р аж ал ся : какая огром ная разница в опыте м еж д у ними! П ропасть! А ведь со стороны посмотреть — и работа вроде пустячная — стучи да стучи. Н о стучать и Толя быстро научится, руки у него молоды е, подуш ечки на пальцах розовые. Стучать П антелейм он научит быстро. А вот это, другое, что в П антелейм оне за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2