Сибирские огни, 1987, № 10

весело и твердо подчинялись неписаному своду закон ов. Твоя ценность по тем з а конам определялась, во-первы х, умением ж ить в коллективе... Е щ е главнее были твое умение работать, твоя еж ечасная готовность к работе. И ещ е главнее была твоя преданность вере в то, что это и есть единственно правильная жизнь на зем ле». С о став л я я основу образа ж изни, важ н ей ш ую координату и д ви ж ущ ую силу их устремлений, работа для куваевских героев, одн ако, не становится узко заданным профессиональной спецификой кругом . И пусть в данном случае читателя не см ущ ает авторское определение работы как религии. О н о подразум евает не слепой, вы холощенный ф анатизм , не бездуш ное механическое исполнительство. Работа-религия — это и своего рода идеология человека-тру- ж ен ика, вклю чаю щ ая в себя целый ком плекс нравственных и морально-этических правил и норм поведения. Религией для героев «Территории» р аб о та является ещ е и потом у, что она — гл ав ное, во что они без остатка верую т и в чем наиболее полно реализую т свои возм ож н ости. К ак тот ж е Ч инков или его молодой коллега, геолог Б ак л ан ов, для которы х в работе органично соединились и ж естокая необходим ость, и способ сам оутверж ден ия, и определенная функция в общественной системе, и эстетическое наслаж дени е, и естественное проявление профессиональны х способностей, и нравственное сам осознание, вне которого немыслимо настоящ ее дело. Н равственном у аспекту работы О . К у в а ев придает, п о ж ал уй , особенное значение. Н а оселке нравственного отнош ения к делу писатель поверяет состоятельность и подлинную ценность своих героев. В едь, н аверное, только человек, способный ж ить работой в полную м еру своих духовны х сил, м ож ет с такой ж е, как Сергей Б а к л а нов, горячей и благодарной убеж денностью сказать: «Мы обречены на работу, и это .., есть лучш ая в мире обреченность». Отчетливо, одн ако, просм атривается и обратная связь отношений «человек — р а бота» в ром ане О . К у в аев а «Территория». «Свя тое чувство нуж ной работы » — у б е ж ден автор произведения — воздает сторицей том у, кто пропитался этим чувством и становится поистине «крепостью , которая никогда не подведет, если ты не оставиш ь ее сам ». Я , наверное, не преувеличу, если ск а ж у , что своим романом О . К ув аев пролож ил новый м арш рут в литературе (он, кстати, очень лю бил сравнивать литературную р аботу с изнурительными геологическими м арш р у т ам и ): писатель рассказал о лю дях, для которы х, с одной стороны, нет жизни вне дел а, но с другой — нет и дела вне его особой красоты и поэзии. И м арш рут этот нынче продолж аю т многие. «Р аб о т а горная, работа черная» — назы вается один из рассказов Е . Городецкого. Герой его, Ф едор Сороки н , роет геологические ш урфы , роет с раннего утра и до позднего вечера — и так весь полевой сезон. Р аб отает он классно. Н е зря ж е считается лучш им ш урф овщ иком экспедиции, которого лю бой начальник партии почитает за честь иметь в своем отряде. П р а в д а , кроме нескольких сПециалистов- геологов, даю щ и х ем у конкретное зад ани е, неком у по достоинству оценить его умение и сноровку. Тем не менее дан ное обсто ятельство не приводит героя в уныние, не приводят его к разочарованию явная, на первый взгляд, нудность и непрестиж ность профессии. Ско рее наоборот, автор р асск аза показы вает человека, который от своей «черной» работы получает не просто д а ж е удовлетворение, а подлинно эстетическое наслаж дени е: «О н входил в работу постепенно, сдерж и в ал , о саж и вал себя, растягивал удово льствие, разогревал м ускулы , разгонял сердце д о марш евой м аж орной частоты , и вот тело начало наполняться горячей пульсирующ ей кровью , к аж д ая его клетка, которую он мог почувствовать, зазвуч ала в общий такт и л а д ...» Ф едор Сорокин убеж ден , что «работа к аж ется однообразной только тем, кто ее до конца не распознал» — не распознал не только профессиональны х ее тайн и секретов, но и ее красоты и гармонии. Н е сл учайно ж е сам трудовой процесс ассоции руется у героя р ассказа с игрой: «Д ав н о ещ е, когда работал по вербовке на приисках Я кути и, открыл он д л я себя з а кон: чем трудней, чем черней работа, тем больш е игры надо в нее вклады вать, потому что, если работать без игры, без интереса, тяж ело будет вдвойне — и от самой работы , и от сознания, что робиш ь, словно каторж ны й...» Вполне, д ум ается, солидарен в таком подходе к рабочем у процессу и герой рассказа С . Ф едотова «Р азн о ц в ет н а я . ж изнь» В и ктор Г олубев, хотя профессия у него совсем д р у гая , гораздо более интересная — наладчик токарны х автом атов. Виктор «однаж ды признался ученику, что относится к своей работе, как к захваты вающей игре, и сам иногда д а ж е удивляется, что ем у за эту возм ож ность вволю наиграться ещ е и деньги пл атят...» З ап равля я станки металлом , он во о б р аж ал , что кормит каких-то ненасытных сущ еств, а они едят и никак не могут утолить свой голод. П ерестраи вая реж им работы автом атов, Голубев ф антазировал, что перед ним компьютер космического корабля. А устраняя неполадки, наладчик представлял себя конструктором , заним ающ им ся настройкой кибернетических роботов. У него и закрепленные за ним станки имеют каж ды й свое имя, у каж д ого наладчик различает свой х ар ак тер, норов, свою , если хотите, д уш у, которую Голубев вполне понимает. М а л о того, хочет, чтобы так ж е понимал все это и его ученик семнадцатилетний ш алопай В аська: «— Зап ом н и, В асилий, — говорил он,; — у каж д ого станка свой норов. В от, скаж ем , этот. Я зов у его Росинант. О н все время развали вается. То у него гайка отвернется, то пруж ин а заест, то вдруг прекратится подача м асл а. Р осинанту все врем я надо давать ш поры , иначе он работать не стан ет... И ли вот этот — Л и зк а . Н е терпит грубого обращ ения. С молотком к нему лучш е не подходи. Требует к себе ласкового об р ащ ения и по-девичьи капризен. Этот я зову Оптим истом . П ереносит решительно все. М о ж е т трудиться на сам ом гнутом м етал ле, на котором любой другой уваж аю щ и й себя станок или совсем не станет работать, 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2