Сибирские огни, 1987, № 10
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей ГОРШЕНИН «СВЯТОЕ ЧУВСТВО НУЖНОЙ РАБОТЫ» К человеку созидательного труда у со ветской литературы всегда было з а интересованное отношение. Е стественно, что и сегодня, когда идет перестройка всего наш его общ ества, в которой ему принадлеж ит р еш аю щ ая роль, образу че- л овека-труж ени ка уделяется особо пристальное внимание. Тем более, что образ этот, к сож ал ен ию , далеко не всегда н аходи т необходим ое худож ественное воплощ ение. Причины тут разные. М не ж е хотелось бы остановиться на одном , на мой взгляд, исклю чительно важ ном в формировании облика человека созидательного труд а, о б стоятельстве, которое не всегда в полной мере учиты вается нашими литераторам и,— на сф ере непосредственной трудовой д ея тельности, работе. Л учш и е произведения советской литературы производственной тематики свидетельствую т о том , что подлинный усп ех приходи т к писателю тогд а, когда ем у удается правди во и худож ественн о впечатляющ е изобразить своего героя в сфере его проф ессиональной деятельности, контексте дела, которым он заним ается. И соверш енно прав ф резеровщ ик одного из московских зав од ов Д м итрий М ихайличенко, зам етивший в д и ало ге с критиком Б . А н аш ен ко- вым , что «современного героя, такого, чтобы до к аж д о го дош ел, каж д о го зад ел, не создаш ь, не напиш еш ь, пока не поймешь, что у нас с работой и вокруг работы прои сходи т»1. И м еется здесь в ви ду, конечно, не ф отограф ическое фиксирование трудового процесса с безудерж ны м нагнетанием технических и технологических подробностей, за которыми, бы вает, теряется и сам объект худож ественн ого исследования (по этому поводу современной «производственной про зе» у ж е немало было вы сказано у п р ек о в ). Н ап роти в, речь идет о постижении той органичной, поистине духовн ой слитности со своей профессией, своим дел ом , которая всегда отличала настоящ его рабочего человека и которая остается главным мерилом его личности и общ ественной ценности. С р а зу ж е вспом инается зам ечательный советский писатель О л ег К у в аев , который в одном из своих писем зам ечал: « Я , к счастью , начинаю понимать, что деньги, карьера, преуспеяние — ценности второго п л ан а. Ую т , мир — дол ж ен быть не сн ар у ж и , а в д уш е. Я не знаю панацеи, как это го доби ться, но пока знаю одно верное средство — хо р ош ая р абота. О н а приводит в гарм онию личность и внешний м ир»1. Т о, что это действительно так , О . К ув аев блестящ е д ок азал в своем ром ане «Терри тория», который и сегодня, спустя полтора десятилетия после его появления, восприним ается как исклю чительно соврем енное, отвечающ ее наш им сегодняш ним зад ач ам и зап росам произведение. Вы сказы вая сь о зам ы сле своего ром ана, О . К у в аев писал: «В неш не — это история откры тия золотоносной провинции. Н о сие — сугуб о вн еш не... Внутренне ж е это история о лю д ях, для которы х работа стала религией. С о всеми вы текающ ими отсю да последствиям и: кодексом порядочности, ж естокостью , м аксим ализм ом и бож ьим светом в д уш е». И действительно, чем ближ е зн аком иш ься с многочисленными персонаж ам и «Т ер ритории», начиная от главного инж енера геологоуправления Ч ин кова и кончая рабо- чим -ш урф овиком по кличке К еф и р, тем больш е убеж д аеш ь ся , что для них «гл ав ным в жизни были не деньги, не ж и зненные удобства, д а ж е не сам олю би е. Они 1 Все начинается с работы. Литературное обо- 1 О. Куваев. Чтобы душа легла на бумагу, зрение. 1983, № 4. Литературная Россия. 19 апреля 1985. . 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2