Сибирские огни, 1987, № 10

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ОЧЕРКУ ОЛЕГА КОСТМАНА О б М Ж К сейчас много пиш ут — ведь это новое в нашей экономической и общ ественной жизни явление. Д остато чн о логично объясняется и тот ф акт, что эта аббреви атура появляется на страни цах как общ ественно-политических, так и литературно-худож ественны х изданий практически повсеместно: от центральны х газет и ж урналов до, заводски х м ноготираж ек — М Ж К реш ает ж илищ ную проблем у. Труднее объяснить, почем у об М Ж К пиш ут не только ж урн али сты, но и специалисты , причем не только архитекторы и строители, но и философы , социологи, экономисты , правоведы , педагоги, почему эту тем у поднимаю т не только ком сом ольские, но и партийные, советские, профсою зны е работники. Х о т я , в общ ем -то, все просто. Д л я этого надо отвлечься от буквального понимания каж д ого слова, входящ его в понятие «м олодеж ны й жилой ком плекс», и предполож и ть невероятное. И счез заказчик-застройщ ик, но появился социальный заказчик, который не просто застраивает территорию , а создает социально-пространственную среду обитания человека, главным элементом которой является сам человек. Социальным заказчиком является группа людей, которая предполагает поселиться в данном месте. О рган изуясь, сплачиваясь, изучая сам оё себя и конкретные условия своего окруж ени я, действуя через свои органы сам оуправления, она ст ановится коллективом, формирует социальный заказ на социально-архитектурный проект среды обитания, включает в свой состав необходимы х специалистов, проектирует и создает не только материально-техническую базу ком плекса, но и кадровую и методическую основу работы необходимы х для полноценной жизнедеятельности М Ж К сл у ж б , как единое целое строит здания, социальны е технологии и общественные отнош ения в целях всестороннего, гармоничного развития личности. П о к а такого нет. Есть безадресная за строй ка, проект которой рассчитан на среднестатистического жителя, а строительство ведется спустя р ук ав а. Есть отраслевой принцип финансирования строительства, который не позволяет формировать соци альный, профессиональный, дем ограф ический состав заселяющ ихся. Есть сл ож и вш аяся практика учета нуж даю щ и хся и представления ж и лья, которая в принципе не рассчи тан а на формирование коллектива по месту ж ительства. Есть ведомственные псевдотайны , которые, как барьером , отгораж и ваю т жителей от участия в подборе кадров для работы в учреж дениях соцкультбыта, от определения форм и методов их работы . Н о у ж е появились инициативные группы , организационны е комитеты, избранные лю дьми, ж елающ им и строить и жить в М Ж К - Д еятельн ость этих органов сам оуправления «одуш евляет» сущ ествующ ую практику ф орм ирования новых застроек и реконструкций стары х, наполняет новым содерж анием социально-экономическое планирование развитием поселенческих образований, так как базируется на учете интересов человека, социальны х групп, коллектива по месту ж ительства. 154 Сущ ествую щ и е правовой, экономический, организационный и другие механизмы р еш ают ж и лищ ную проблем у, м олодежны й ж и лой ком плекс создает среду обитания, дом , вселенную , которую человек вместе с др уги ми людьми строит для себя. Т ак ова в о б щ ем и, так сказать, в «чистом» виде суть молодеж ного ж и лого ком плекса. Отдельными своими гранями она проявляется в практике каж д о го М Ж К , привлекая внимание специалистов сам ого различного профиля, Н о сегодня у ж е м ож н о назвать, п ож ал уй , один М Ж К , организаторам которого удало сь в своих конкретны х усл ови ях сделать возм ож н ое и невозм ож ное, чтобы наиболее полно воплотить идею М Ж К в ж изнь — это М Ж К -1 г. Свер д л овска. С редн е-У рал ьское книж ное издательство в 1986 году вы пустило книгу « Э т а ж и б уд у щ его», в которой подробно освещ аю тся и анализирую тся первые итоги пока уни кального социально-эконом ического эксперимента, который начался 25 января 1977 года. П ри веду лишь некоторые цифры . Им ею т общ ественны е поручения по месту основной работы 80,2 процента эм ж ековц ев , по месту ж ительства — 79,5. Ч и сл о наруш ений т рудовой дисциплины среди жителей м о л од еж ного ж илого ком плекса в 9 раз меньш е, чем в среднем на предприятиях-долы циках М Ж К - П ом огаю т д р уг д р угу в устройстве быта 80,9 процента семей М Ж К , 35,7 процента — совм естно участвую т в общ ественных м ероприятиях, 34,1 процента эм ж ековцев встречаю т праздники вместе с соседям и по э т а ж у , подъ езду, д ом у. П ри ятельскими отнош ения оцениваю т 19,4 процента жителей М Ж К , добрососедским и —• 73,1 процента. Р азво д ов в М Ж К в 66 раз меньш е, чем в крупны х городах .страны . О собенно бурно развивается движ ение М Ж К в последние два года. В декабре 1985 года по данным Г о сгр аж д ан стр оя в стране было зарегистрировано 69 М Ж К («К о м со м ольская правда», 7 декабря 1985 г .) , сейчас по оценкам Ц К В Л К С М их число прибли ж ается к 300. Э т о м у способствовали п а р тийная п о ддерж ка, вы сказанная с высокой трибуны X X V I I съезда К П С С , два закон одательны х акта, приняты х Советом М и ни стров С С С Р , агитационно-пропагандистская, организационная и методическая помощь со стороны Ц К В Л К С М и местных ком сом ольских органов. Хочется надеяться, что в нарастающ ем потоке творческой преобразующ ей деятельности м олодеж и , о б ъ единенной движ ением М Ж К , не будут потеряны социальны е ориентиры, М Ж К не только будет способствовать реализации ж и лищ ной программы , но и обеспечит «простор для дальнейш его развития инициативы м олодеж и в области социального творчества и новаторства» (Резолю ция X X съезда В Л К С М . «К ом сом ол ьская п равда», 19 апреля 1987 г .). М Ж К является прекрасной школой перестройки и социального творчества, полигоном социально-экономических экспериментов. В апреле 1987 года Н овосибирский и Б а- рабинский горисполкомы приняли решения одинакового содерж ани я — о создании м олодеж ного ж илого ком плекса. В областном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2