Сибирские огни, 1987, № 10

го начала вы пускали полезную продукцию , необходим ую наш ем у городу, получали не только разнообразны е трудовы е навыки, но и приучались отвечать за качество и количество своего труд а. Виделся организаторам будущ его учебного процесса и другой не совсем обычный в ш колах объект — блок эстетического воспитания, где дети еж едневно могли бы зан и маться живописью , музыкой, хореографией — и все это было бы не в разны х концах огромного Н овосиби рска, а совсем рядом , буквально в д в у х ш агах от дом а. Н е был забы т и спорт — и в детских сад а х, и в ш колах предусм атривалось еж едневное проведение физкультурны х мероприятий. Конечно, никаких принципиально новы х решений эта программ а не сод ер ж ал а. В се ее элементы в той или иной степени у ж е применялись на практике и д а ж е наш ли отраж ен и е в педагогической теории. Н о использование подобны х эффективны х м етодов (там , где они, естественно, использовались) везде зависело только от энтузиазма педагогов и «доброй воли» школьной администрации. Эм ж еко вцы ж е в своей ш коле решили объединить их в стройную , целостную систем у, сделать их применение обязательным для всех преподавателей и воспитателей, более того, весь учебный процесс построить с учетом этих прогрессивны х тенденций и методик. Т огд а, в 1986 году, д а ж е до начала практического осущ ествления этих программ было ещ е бесконечно далеко. И , наверно, н аходились люди, которые на данном этапе считали это заоблачным прож ектерством , игрой, лишенной пока всяких реальны х о снований — напом ню , площ адка М Ж К представлял а в то время пустырь, на котором только начинали вбивать сваи под первый дом . О д н ак о оргкомитет так не считал: ж ить не только сегодняшними заботам и, какими бы серьезными они ни были, но всегда быть нацеленными на перспективу — такова была его принципиальная позиция. В прочем , готовя ф ундам ент будущ его эм- ж ековского образа жизни, здесь и сейчас не теряли времени, ничего, что м ож но было сделать сегодня, «на потом» не отклады вали. Коллектив сплачивался и креп в совместны х общ ественны х д ел ах — слетах, п о хо д ах, вечерах. К ак-то на один из вечеров эмж ековцы из С Н И И Г Г и М С а доставили во Д в о р ец имени Ч кал ова микрокомпьютеры и продемонстрировали их возм ож ности. Н ад о было видеть, с каким интересом все — и взрослы е, и дети — знакомились с электронно-вычислительными машинами. «Технический центр» стал гвоздем вечера. * * * ...Н а этом хронологические рамки наш его повествования, вобравш ие события первого года строительства Д зерж ин ского М Ж К , а так ж е, если так м ож но выразиться, его предысторию , замы каю тся. Н о просто так, на полуслове, обры вать рассказ не хочется. П о то м у что сам ое интересное было дальш е. П р а в д а, это интересное каж ды й м ож ет увидеть и сам . Д л я этого нуж но только приехать на конечную остановку троллейбуса на В олочаевском ж илм ассиве и бросить взгляд за Гуси нобродское ш оссе, где взметнулись к нему первые д ом а М Ж К , где реют стрелы подъемны х кранов и высятся коробки строящ ихся зданий. О н ж и вет и строится, этот беспокойный м о лодеж ных городок, в котором скоро будет ж ить у ж е восемь тысяч эмж ековцев. Э т о о них и о таких, как они, сказал М . С . Горбачев в выступлении на X X съезде В Л К С М : «Н а м важ но сегодня научиться всем и научить м олодеж ь социальном у творчеству, ибо без него никакой прогресс невозм ож ен ... П ерестройке нуж ны сам о стоятельные лю ди, которые не ищ ут указаний на к аж д у ю мелочь, а берут ответственность на себя, доводят все начатое до конца в больш их и м алы х д ел ах». Н е красивыми словам и и благими п ож еланиями — собственным трудом они д о к азы вали свою самостоятельность и ответственность (а сначала надо было ещ е завоевать право на эту сам ую самостоятельность, что тож е было совсем не просто). О ни д о казал и, что могут бороться за осущ ествление поставленной цели — бороться до победы. И цель, ради которой все это предпринималось, того засл уж и вал а — ведь она пом огала разрешить эмж ековцам сразу целый узел важ нейш их социальны х проблем — проблем, которые так остро стоят сегодня перед м олодеж ью и которым уд еляется сейчас такое пристальное внимание. А что касается уроков социального творчества, тут строительство М Ж К и все, что было с ним связано, стало д аж е не школой — академ ией... П о примеру дзерж инцев строят свои молодеж ны е ж илы е комплексы комсомольцы Ж елезн одорож н ого, Л енинского, С оветского районов... Д виж ен и е ширится, набирает силу. И ож и вает в памяти роспись на стенах холла общ еж ития молоды х чкаловцев, где д р уж н о сидят за большим общим столом веселые зверюш ки, которые строили, строили и наконец построили свою мечту. Словно с кадров кинохроники проходят перед глазам и лица — в о об раж ение усл уж л и во оты скивает их в д ал ях времени. В от радостный, улы бающ ийся А лександр Ранцинен — первый председатель оргкомитета — в день закладки памятной стелы . В от сменивший его В алерий Закут- ний, на долю которого вы пало руководить М Ж К в самый трудный его период... А это нынешний председатель Ю рий Л ев ч ук — энергичный, никогда не уны вающ ий, усп евающий одновременно быть на всех «горячих точках»... В от Н и на К ривулина, руководитель эмж ековского пресс-центра, готовит очередной вы пуск «Сози дателя» — регулярно появлявш ейся на страницах м ноготираж ек предпринтий-пайщиков подборки, которая знакомит с делами эм ж ек овц ев... М елькаю т лица ребят — тех, с кем за этот год успел сдруж и ться, и тех, кого довелось увидеть лишь один-два р аза ... Д л я к аж д о го из них первый год М Ж К стал отличной жизненной школой. В се быстрее раскручивается лента п ам я ти. Стремительно ее движ ение. Н о я не ж д у привычного титра «К онец». П о то м у что у дела, которое они начали, конца не будет. 1 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2