Сибирские огни, 1987, № 10
□ЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Е. НОСОВ КОНТРОЛЬНЫЙ ДЕНЬ РОБОТА И тут на них накинулся М аноло. О н схватил металлический прут и на- " пал на андроидов. П ри этом он кричал, что ж итья от них не стало, всю ду эти холодноносы е!» Н а страницах ф антастических произведений человек давно воюет с роботами. П р и чем всегда вы ступает в роли истца. Ч то ж , м ож ет быть, в этом есть какая-то доля истины. В западн ом мире, во всяком случае, роботы нередко становятся конкурентами чел о века. У нас ж е нуж ды защ ищ ать человека от засилия автом атов пока нет: зависимость от роботов вы раж ается лишь в том , что мы вклю чаем их в производственные планы, за них отчиты ваемся, получаем премии или трепку. В основном , наши отношения ровные и спокойны е, нередко д аж е чересчур спокойны е. И в результате в защ ите порой нуж д ается не человек, а безропотный робот. Д л я объяснения такого вывода я перебрал несколько вариантов построения своего р ассказа. Н о варианты один за другим отбраковы вались. И метался я в выборе от розовы х тонов до саж ев ого колера, от идеалистических ф антазий до грубом атериалистической действительности. С еб я я видел в одних вариантах простым наблю дателем , в други х собирался вести повествование от третьего лица и д а ж е от лица робота. О д нако решил, что раз в этой истории я соучастник, значит, и ответ долж ен держ ать вместе со всеми, кто к ней причастен. Так сам собой слож и лся новый вариант — просто, не драм атизируя событий и не приукраш ивая ничего, показать обычный рабочий день рядового исполнителя. В этот контрольный день я старался вести себя так ж е, как и всегда. Р азве что больш е зад авал вопросов и внимательнее вслуш ивался в ответы. ОБХОД Ч асы над проходной, к а к . всегда, показы вали время, отличающ ееся от показаний моих. Те и другие были электронными, но какие из них говорили правду, гарантированную реклам ой? Н а всякий случай , я прибавил ш агу и, вместо того, чтобы д ум ать о контрольном дне, вдруг подум ал об относительности времени. Где-то время отсчиты вается по атомным часам ; по нему взлетают в косм ос корабли, с ним сверяется м осковское врем я, а для меня и еще для многих и многих вклю чается дополнительно м асса хроном етров. С н а чала идет будильниковое врем я, погреш ности которого в минимальной степени учтены заводом-изготовителем, после более или менее точного «переходим к водным процедурам» вклю чается время транспортное. Это время особое, на него влияют ср азу тысячи объективных причин, одна из которых д аж е вступает в противоречие с законам и природ ы — зимнее время на транспорте в нашем городе м ож ет растягиваться как автобус. И вот ещ е эти часы над проходной... И х зовут директорскими, потому как были они установлены при нынешнем директоре. И верить им приходилось безусловно. Ч асы переключились на индикацию температуры . У зн ав, что «за бортом» минус ш естнадцать при северо-западном ветре, я плотнее зап ахн ул отвороты ш убы . П о хо ж е , я успевал: часы над проходной оставляли еш е четыре минуты «проходного времени», а я был у ж е у самы х дверей. Н о за дверями вклю чалось новое врем яизмере- ние — и я едва успел проскочить через турникет. Стоило Эйнш тейну для пояснения своей теории забираться в космические д а ли ?.. 1 3 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2