Сибирские огни, 1987, № 10
Утром в обкоме был первый вопрос Кузьмину: — Не узнавали, как наш больной? — Звонил. Сказали — инфаркт, но не обширный. Обещали быстро поставить на ноги. — Это хорошо. Дела и заботы не оставляют того, кто их не ждет, а ищет. Еще раньше строительства нефтепровода в другом углу края нача ли возводить железную дорогу. До славного сибирского города рельсо вый путь проходил от станции Тайга и далее продолжался в чулымскую сторону всего чуть более ста километров. Давно собирались продлить его вдоль реки Чулым на север за двести верст. Там была Кеть, стоя ли переспелые хвойники, и сулили они стране богатства. Порывы по строить туда дорогу возникали, но, натолкнувшись на разного рода препятствия, быстро вяли. Латунин, бюро обкома взялись за это обдуманно. Были подготовле ны и внесены на рассмотрение в инстанции документы, которые пока зывали, какую выгоду в перспективе сулит Отечеству новая железная дорога. Прошли изыскания, составили, утвердили проект. И началась работа. Дорога строилась тяжело. Высоких равнинных мест в тайге встре чалось мало, все больше лежали, как на Васюгане, болота, топи. На сыпи отсыпать приходилось огромные, продавливать трясину на всю толщину торфа, а щебенка в округе тут не водилась: ее завозили на платформах из Кузбасса. Но рельсы в урманы, хоть медленно, а прод вигались. Отряды студентов-строителей поднимали здания вокзалов, станций, ставили жилье в новых пунктах. С Кети и Чулыма, с Аленки и Яи слетались на белые насыпи глухари по утрам набрать в зобы ка мешков. В пылу охотничьей страсти стрелки не ведали меры — били древнюю птицу несчетно. Не сразу пришла в те края упорядоченность, бережное отношение к природе. Без порчи, издержек каких-то еще обхо диться не научились. В особой заботе, конечно, нуждался кедр. Рельсы и тепловозы про будили к жизни старые леспромхозы, увеличилась мощность их. Возник ло много и новых хозяйств по вырубке леса. Пустили комбинат по глу бокой переработке древесины. Кедр поначалу шел под топор и пилу, а точнее — под валочные машины, которые брали все сплошняком и мя ли, оставляя после себя «футбольные поля». Душа обливалась сле зами при виде такого. Брать кедр нужно было с умом, брать перестой ный. Викентий Кузьмич добился сокращения его порубок. В отдельных районах области кедр запретили рубить совсем. По Кети и Чулыму, в Кудрино и Алешино оставили лишь частичные заготовки его... Латунин ездил множество раз в чулымскую сторону и на Кеть. Е з дил когда поездами, когда на машине. Там тоже замешивалась крутая работа, обновлялась жизнь. Поездки на Чулым и Кеть были плотными, по делам напряженными. И каждая оставалась в душе и памяти. Как-то Геннадий Федорович вспомнил одну поездку в Пышкино. Де ла порешили, зашли пообедать перед обратной дорогой в столовую, об судить кое-что с секретарем Пышкинского райкома партии Александ ром Николаевичем, работником опытным, с солидным партийным ста жем. За Александром Николаевичем признавались осторожность, нето ропливость, слова произносил он раздумчиво, жестикулировал плавно, обладал и умом, и той хитростью, что вполне может сойти за диплома тичность. Латунин ценил его за деловые качества. Пышкинский район шел среди остальных хорошо по зерну, животноводству и лесу. Нефть и газ в той стороне Причулымья пока обнаружены не были. В столовой обед был предложен простой, в духе Викентия Кузьми ча: огурцы, помидоры, котлеты с картофельным пюре, чай и ватрушки. Ну и брусника, конечно, крупная, свежая. Латунин без этой таежной ягоды, можно сказать, и за стол не садился. Зная его пристрастие к бруснике, товарищи уж старались подать ее к столу. Викентий Кузьмич 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2