Сибирские огни, 1987, № 10
нефтепровода беда: лучший бригадир изолировщиков свалился от сер дечного приступа. — Что делать, Викентий Кузьмич? — спросил обеспокоенный ко мандир вертолета. Латунин задумался лишь на мгновение. — Вернуться и взять больного на борт! К утру помощь может уже не понадобиться. — Лицо Викентия Кузьмича было усталым, с четкой сеткой морщин под глазами. Обычно морщины были не так заметны. Ужасно измучились люди на трассе! Но ничего не поделаешь. Жизнь заставляет нас иногда бегом к цели бежать. Бегом и без отдыха. Вертолет повернул навстречу вечерней заре. Темно и тихо лежала мартовская тайга в предчувствии скорого пробуждения. Видны были вспышки электросварки вдоль трассы, огни: работы велись на трубе нефтепровода теперь круглые сутки. Площадка, где предстояло садить ся, освещалась издали фарами грузовых машин. Все это делалось в нарушение строгих инструкций, но распоряжение Латунина не оспари валось. Инструкции пишут люди и для людей. Надо было спасать чело века. Латунин велел передать командиру, что он на него надеется как всегда. С экипажем Шипалова Викентий Кузьмич летал постоянно не один год. Шипалов его восхищал своей огромной фигурой, молодцеватостью, скупостью жестов и слов, за которыми виделись разворотливость, го товность исполнить все, что в его силах, и даже больше. За Шипало- вым числились многие отваги. Когда-то давно, еще в молодые годы, он потушил возникший на вертолете пожар прямо в воздухе: горела электропроводка. Ему же удалось извлечь из болота контейнер, отде ленный от какого-то спутника. Брались за это другие, а вот не смогли. Контейнер увяз глубоко в васюганской трясине, но Шипалов завязал троса таким узлом и так пошел на подъем, что груз удалось из трясины выхватить. И этого было бы к доброй славе достаточно, да жизнь словно на рочно проверяла пилота на прочность. Однажды, когда вахту на буро вую вез, задний винт отказал. При такой картине авария почти неиз бежна: вертолет начинает вращаться вокруг оси и падает. Но Шипалов так сумел посадить машину, выбрать такой — единственно верный — момент, что все отделались ушибами. Дали орден ему за это. Принимал он награду из рук Латунина с неподдельным смущением, потому что считал свой поступок обыден ным. Авиатора Шипалова всюду знали в нарымской земле, знали в Тюмени и знали в Кузбассе. Он возил в глубь урманов на нефтепро мыслы группы артистов, певцов, писателей, ученых и космонавта Ру кавишникова — здешнего уроженца. Министры, когда появлялись в На- рыме, спрашивали: — Чей экипаж будет работать? Отвечали: — Шипалова. И министры кивали в знак согласия, к полному своему удоволь ствию. Заря дотлевала на мартовском небе. Больного бригадира изолиров щиков взяли на борт уже в густых сумерках. Там, где упряталось солнце, оставался лишь слабый отсвет. В освещенном салоне пассажир ского вертолета, на переднем кресле, полулежал бригадир, уже пожи лой человек. Глаза его были закрыты. Ему оказали первую помощь, но лицо его было синюшным, он сильно потел: капли блестели на лбу и веках. Викентий Кузьмич глядел в иллюминатор, за которым смутно маячили очертания самых высоких деревьев. Аэродром в областном центре был давно приспособлен, тоже стара ниями Латунина, к приему ночных рейсов. Сели нормально. Уже под жидала «скорая помощь»... Латунин крепко сжал увесистую ладонь Шипалова. — Сердечно благодарю! Отдыхайте, как следует... 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2