Сибирские огни, 1987, № 9
ем Филипповичем весьма высоко. Был он упрям, напорист и охотно иро низировал над собой, потирая полученные в схватке с высоким начальст вом синяки и шишки, не удивлялся этому и считал, что так с ним и быть должно, что это ему отроду написано, ибо «драчливый петух голенаст живет». Знаток языка русского Даль толкует, что лицо человека представля ет дары духовные и распределены они будто бы так: лоб —дар небесный, глаза —созерцанье разумное, нос —постижение добра, а губы —хвала духовная. Как бы там ни было, но лицо Мержина действительно отража ло суть его яркой натуры и впечатляющей внешности. Кто видел однаж ды Николая Филипповича, запоминал его на всю жизнь. А общение с ним оставляло след не только в памяти, но и в душе. Будучи человеком до мозга костей деловым, имеющим прикосновение к истории сибирской нефти, а к Нефтеграду с его промыслами и полную причастность, Мержин не мыслил своего существования без музыки, те атра, литературы, в которой умел отобрать интересное, истинно ценное. Изобразительное искусство он понимал не хуже иного аттестованного знатока-толкователя. И тем удивительнее, что заезжему известному скульптору он отказался позировать. А тот, познакомившись с Мержи- ным, понаблюдав за ним в деловой обстановке и непринужденной беседе за чашкою кофе, хотел высечь бюст из красного мрамора — именно этот материал, по мнению мастера, больше всего подходил к облику прослав ленного нефтяника. Скульптор был седовласый, с приятным голосом и отточенными мане рами. Доверие он внушал полное, и его порыв иначе как благородным нельзя было назвать. Он говорил: — Да поймите, любезный Николай Филиппович, что сие для истории нужно! — История потеряет немного без моего портрета, а точнее —не поте ряет ничего,—уклонился Мержин от настойчивости ваятеля.—Не могу я часами сидеть истуканом, когда дела за ноги с кресла стаскивают. Миллионы тонн нефти из скважин выкачиваем, а каждая скважина — как девушка: чтобы согласие было, ее надо обхаживать, гладить. Скульптор смеялся и продолжал настаивать: — Я бы после вам гипсовый слепок на память прислал... — Конечно, заманчиво,—лучился улыбкой Мержин.—Свой бюст я отправил бы к отцу с матерью на Кубань, посоветовал бы им прикрепить его к коньку крыши вместо резного петуха.— Задумался, чуть отодви нувшись. — Вот тоже: в родной дом заехать некогда, в письмах родители сетуют... Так и не столковались они —скульптор и Мержин, в то время началь ник нефтегазовых промыслов в Нефтеграде. Гость уехал, но дело на этом не кончилось. Через месяц, примерно, Николай Филиппович получил такое распоряжение из области: выслать на имя скульптора две фотографии анфас и в профиль. Оказалось, что ваятель отступать не захотел, заключил договор с управлением культу ры, взял под него солидный аванс и сказал, что скульптурный портрет нефтяника из Нарыма появится на академической выставке... Фотографии Мержин выслал, бюст его из красного мрамора изваяли, выставили на обозрение публики, и, кто видел, то сказывал, что «полу чилось и сходно, и здорово». Сам же Мержин себя в мраморе «не лице зрел» и слепка гипсового не получил, видать, скульптор обиделся на его несговорчивость. Переживания на этот счет у Николая Филипповича не было, но шутка вырвалась: — Не удалось мне собой петуха заменить на коньке родительского дома! Придется самому ехать. И он в тот год выбрал время побывать на Кубани, и, как говорится, окунуться в радость и горечь воспоминаний... Мержин был с хутора, а находился хутор верстах в тридцати от боль шой станицы. Мать —колхозница, отец —тоже, стало быть, и он колхоз- 27 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2