Сибирские огни, 1987, № 9
ці,ах, настолько остры, больны, насущны, что требуют такого вот «неотложного» пуб лицистического вмешательства. Впрочем, тут сразу необходимо сделать оговорку: уходя, «ударяясь» в публицистику, Н. Ни конов делает это отнюдь не в ущерб свое му художническому дарованию. Скорее да же наоборот. Ярость публициста, да про стят мне невольный каламбур, порой да же усиливает яркость красок, придает по вествованию еще большую ослепительность и живописность. А сейчас я хочу перейти к одному из са мых, пожалуй, сильных и значительных про изведений «позднего» Никонова — к его публицистической поэме «След рыси». При знаюсь откровенно: я долго не решался приняться за ее чтение, потому что был заранее уверен: коли уж Н. Никонов взял ся за тему природы (а угадать тему мож но было легко по названию)', то уж ща дить читательские нервишки он не будет. Я специально готовил, настраивал Себя, ибо хорошо представлял, что я увижу, чему стану свидетелем, когда открою эту книгу. Я не ошибся и сейчас глубоко убеж ден: читать «След рыси» можно только после соответствующей психологической подготовки, зная, на что идешь. Потому что страницы этой книги буквально пере полнены болью, кровью, страданиями. Тут все вопит и вопиет: и несчастное зверье, попадающее в изуверские капканы, кото рые в смысле «изобретательности» можно сравнить только со средневековыми орудия ми пыток; и могучие сосны и лиственницы, со стоном падающие под бензопилой, кру ша своими мощными стволами лесной мо лодняк-подрост; вопиет, наконец, и сам ав тор, время от времени призывающий оста новиться, одуматься, вспомнить о тех не обратимых последствиях, которые влечет за собой хищничество и варварство. Но тут так и хочется поставить вопрос ребром; а не являются ли подобного рода призывы гласом вопиющего в пустыне? Тем более что пустынь, пустошей, голых, мертвых прост ранств, возникших на местах, где некогда все росло, цвело, благоухало, полнилось зверьем и дичью,— становится все больше и больше. Как ни горько это, ни прискорб но, но здесь надо смотреть правде в глаза. Тема природы, ее охраны, сбережения, вос становления, при всей ее глобальности, при всей ее значимости для судеб человечества вообще и каждого человека в отдельности, стала ныне едва ли не самой избитой, на бившей оскомину. И дело здесь не только в том, что о природе слишком много гово рят и’ пишут. Пишут действительно много, причем пишут порой на высоком художест венно-публицистическом уровне (достаточно вспомнить «Царь-рыбу» В. А. Астафьева, «Прощание с Матёрой» В. Распутина, «Лес ную дорогу» В. Можаева, рассказы В. Со лоухина, В. Белова, Ю. Сбитнева), но вся беда в том, что проку, толку от этих_ вы сокохудожественных, мудрых писаний по сути никакого. Перефразируя известное выражение, можно сказать так: писатели пописывают, призывают, увещевают, гне ваются, а «покорители природы» как ни в чем не бывало продолжают творить чер ные дела: вырубают, истребляют, отстрели вают,. вылавливают и т. Д. Однако отсту пать никто не желает, позиций своих ни кто не сдает, и чем безжалостнее идет на ступление на природу, тем громче звучит слово писателя в защиту всего живого на земле. Собственно, наиболее дальновид ные, реалистически мыслящие писатели от призывов, увещеваний и устрашений пере ходят к глубокому, серьезному исследова нию причин, к выяснению всех факторов и обстоятельств, порождающих и способству ющих этому современному варварству. Именно в таком ключе и написана публи цистическая поэма «След рыси», Автор с первых же страниц вскрывает всю под лую «диалектику», всю грязную механику этих чудовищных акций против природы. Почему вырубаются подчистую огромные массивы величиной с какую-нибудь Бель гию или Голландию? Почему истребляют ся поголовно пернатые и пушные обитатели лесов? Да по одной простой причине: на древесину и пушнину огромный спрос на мировом рынке, в каждой поваленной ле сине слышится звон полновесной_ валюты, в каждой соболиной или песцовой шкурке виден блеск все того же презренного ме талла. Ко всему прочему, утверждает ав тор, мы как-то привыкли считать, что лес ных запасов у нас, особенно в Сибири, хва тит чуть ли не на века, и потому, не заду мываясь, рубим и валим лес там, где его можно и поберечь, можно найти какое-то иное, более разумное решение. Однако, многие наши «высокие» руководители^ счи тают излишним обременять себя такой за ботой, как гуманное отношение к лесу. Не зря одна из первых глав поэмы так и на зывается — «Решение». Начинается она несколько неожиданно — с подробного, или, если можно так выра зиться, поэтапного описания похмельных страданий некоего Ивана Селиверстовича. Был Иван Селиверстович накануне на бан кете, который устроил его школьный друг по случаю защиты докторской диссертации. Перебрал там; и вот теперь заперся в сво ем кабинете, охраняемый двумя бдитель ными секретаршами, получившими стро гий наказ никого не пускать, ни с кем не соединять, и ходит, слоняется, мается: то пытается тщетно открыть окно, то пробует подремать в кресле, то пробавляется хо лодным боржомчиком... Но какое, спраши вается, отношение имеет эта «жанровая сценка» к проблеме охраны природы, столь веско заявленной автором уже в «Проло ге»? Оказывается, самое прямое. Потому что именно в это злосчастное похмельное утро Ивану Селиверстовичу необходимо срочно решить вопрос о маршруте новой трассы. Дело в том, что проект трассы вы звал «еудовольствие со стороны обществен ности и властей тех мест, где она, трасса, должна проходить. Исполком и общество охраны природы просят отодвинуть уча сток трассы, чтобы сохранить уникальный лесной массив. Просьбу в принципе можно уважить, о чем убедительно говорит сам начальник проекта (пришлось-таки впустить этого единственного посетителя к себе в кабинет), но где было Ивану Селиверсто вичу забивать свою непротрезаевшую го ловушку такими «пустяками». И вот на чальственная длань, обретя на миг при вычную твердость, кладет резолюцию: оста вить в силе прежний проект. А когда на чальник проекта пытается заговорить об 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2