Сибирские огни, 1987, № 9
дители? Но редкий родитель учит детё ныша злу, редчайший обучает воровству и пьянству... Среда? Пожалуй. Это посиль нее учителя и родительского внушения... Согласимся. Да и родители бывают... Чему доброму мог научить Орлова отец, пьяни ца и дурак... Что можно воспринять от та кого папы? Дважды я бывал у Орлова, дважды выслушивал пьяный бред, бес смыслицу, настоенную на матюгах и выра жениях вроде такого: «Ну, вот вы ученые, а мы — неученые...» Уходил подавленный, расписался в собственном бессилии. Да-с, расписался... Ведь и Макаренко не всех перевоспитывал. И в судах вам скажут — есть неисправимые. Есть они, чей жизнен ный путь от первой зуботычины и краденых пятаков до детской комнаты, от детской комнаты до колонии несовершеннолетних, а там — и до колонии особого режима. И ничего не помогает. Кто тут виноват? Сре да? Наследственность? Воспитатели? Да не проще ли простого — с а м ч е л о в е к , с о з н а т е л ь н о и д у щ и й по п у т и з л а . Почему же не может быть такого? Сам человек! Сам!» Эти рассуждения молодого героя Н. Ни конова самым удивительным образом пере кликаются с раздумьями другого литератур ного персонажа — Леонида Сошнина из романа В. Астафьева «Печальный детек тив». Впрочем, судите сами. «Почему не от своих учителей, а у Ниц ше, Достоевского и прочих давно опочив ших, да и то почти тайком, надо узнавать о природе зла? В школе цветочки по ле песточкам разбирали, пестики, тычинки, кто чего и как опыляет, постигали, на экс курсиях бабочек истребляли, черемухи ломали и нюхали, девушкам песни пели, стихи читали. А он, мошенник, вор, бандит, садист, где-то вблизи, в чьем-то животе или в каком другом темном месте затаив шись, сидел, терпеливо ждал своего часа, явившись на свет, пососал мамкиного теп лого молока, поопрастывался в пеленки, походил в детсад, окончил школу, институт, университет ли, стал ученым, инженером, строителем, рабочим. Но все это в нем было не главное, поверху все. Под нейло новой рубахой и цветными трусиками, под аттестатом зрелости, под бумагами, доку ментами, родительскими и педагогическими наставлениями, под нормами морали жда ло и готовилось к действию зло. И однажды отворилась вьюшка в душ ной трубе, вылетел из черной сажи на метле веселой бабой-ягой или юрким бе сом диавол в человеческом облике и при нялся горами ворочать. Имай его теперь милиция, беса-то,— созрел он для преступ лений и борьбы с добрыми людьми, вяжи, отымай у него водку, нож и волю воль ную, а он уж по небу на метле мчится, чего хочет, то и вытворяет». Поразительное созвучие мыслей, не прав да ли? Не хотелось, да и не совсем умест но в данном случае распространяться на тему, что вот, мол, как бывает зачастую в нашей литературе. Провинциальный пи сатель давно и притом достаточно смело, умно, остро поставил важную общественную проблему — а резонанса по сути никакого. Но вот спустя десять с лишком лет ту же проблему поднимает известный, большой писатель — и в критике раздаются тотчас 170 восторженные возгласи: смотрите, как смело, актуально, своевременно!.: Конечно, тому есть простое объяснение: одно дело, когда Вопрос ставит периферийный литера тор, и совсем другое, когда тот же вопрос произнесут уста писателя «с именем», с всесоюзной известностью. Но не слишком ли тривиально такое объяснение? Не гово рят ли подобного рода факты о том, что нам надо лучше знать и внимательнее сле дить за литературой, создаваемой и вы пускаемой на периферии, «во глубине Рос сии»? Тем более и сам В. П. Астафьев дав но ратует именно за такое — заинтересо ванное, пристальное, «хозяйское» отноше ние к писателям, живущим и творящим в литературных провинциях. Но это, как го ворится, к слову. Продолжая, а точнее завершая разговор о повести Н. Никонова, хотелось бы осо бо подчеркнуть, что произведение это, бу дучи по сюжету типичной, традиционной «педагогической поэмой», по содержанию, по пафосу своему выходит далеко за пре делы сугубо «школьных» проблем. Читая ее, мы вместе с автором, вместе с его ге- роем-рассказчиком и недоумеваем, и него дуем по поводу того, что в нашем обще стве, при всех его достижениях и завоева ниях, слишком еще много «дряни», которая и не помышляет «редеть». Наоборот, она пытается еще глубже укорениться, утвер дить себя, распространить ползучим путем свою «философию», узаконить свой образ жизни. Автор, естественно, призывает бо роться с «выродками» (его собственное вы ражение) всех мастей и обличий. Но — что самое главное и ценное — показывает, как именно можно и нужно выметать эту «дрянь», очищаться от нее. Владимиру Ру- кавицыну, как уже было сказано, удается в конце концов создать из своего «рабоче го одиннадцатого» настоящий, сплоченный коллектив, который именно благодаря этой сплоченности дает сокрушительный отпор злостному хулигану Орлову и его «кодле». И в этом, на первый взгляд, тра диционно-благополучном финале заложен большой смысл. Ибо, перефразируя извест ное выражение, каждый маленький, но дружный коллектив есть тоже ячейка об щества. И победить зло, выкорчевать, из ничтожить его раз и навсегда можно толь ко так — противопоставляя ему, создавая повсеместно эти крепкие, здоровые ячейки. Читатели и критики, внимателно следя щие за творчеством Н. Никонова, очевид но, обратили внимание на такую особен ность. Последние произведения писателя (имеются в виду те, что созданы в конце 70-х — начале 80-х годов) относятся к так называемой «бессюжетной» литературе. Н. Никонов все чаще и охотнее обращается к свободной, эссеистской форме, о чем го ворят уже сами подзаголовки: «публицисти ческая поэма», «повествование в размыш лениях», «записки художника». Думаю Подзаголовки эти сами по себе достаточж ясно и недвусмысленно дают ответ, почем) писатель стремится выйти на «прямой кон такт» с читателем — не прибегая ни к ка ким фабульным ухищрениям, ни к каким сюжетным «приманкам». Темы и проблемы, которых он касается в своих последних ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2