Сибирские огни, 1987, № 9
циологию: слишком уж тут все на поверх ности. Если Тоня выросла в многодетной крестьянской семье, где ее с детства при учали к труду и заодно, естественно, да вали уроки истинно крестьянской нравст венности,— то Света, как единственная дочка обеспеченных родителей (мать — продавец сельмага, отец — снабженец), росла белоручкой, получала совсем иные уроки, главной темой которых было «уме ние жить», устроить личную судьбу, и «плоды» такого воспитания оказались бо лее чем горькими... Как видим, в этих двух биографиях немало откровенной, прямо душной назидательности, иные места как будто перенесены со страниц газет, из по пулярных рубрик «на темы морали». Од нако на двух моментах стоит все-таки за держаться и всерьез задуматься. Во-пер вых, почему истории, подобные той, что случилась со Светой, давно уже стали «обыкновенными», давно никого не удивля ют, да и мало кого по-настоящему возму щают? Почему это стало чуть ли не аксио мой: раз торговый работник — значит, непременно потенциальный вор, хапуга? Почему вообще торговля обратилась в сферу, где честному человеку трудно, а порой вообще невозможно работать? Ведь это не натяжка, не авторская придумка, когда Тоня, получив аттестат зрелости, от кровенно говорит Рукавицыну: «...уеду я, на верное, Владимир Иваныч. К себе в деревню. Не могу я здесь». Что кроется 32 этим «не могу», понять нетрудно. Тоня с ее честностью, с ее целомудренной крестьянской нравст венностью, просто не, может больше рабо тать в «сфере», где все тащат, ловчат, «химичат», а нередко и прямо, в наглущ, воруют. Причем ее решение уехать — от нюдь не слабость. Тоня — сильный, смелый человек, что она не раз доказала на деле, но она прекрасно понимает: радикально что-то изменить в этой «сфере» она, в оди ночку, не в состоянии, а приспосабливать ся, тем более овладевать грязными торга шескими навыками совершенно противно ее натуре. Тоня, если вдуматься, пережи вает настоящую драму — ведь она любит свою профессию, она в полном смысле ма стер своего дела, и вот, получив аттестат, дающий, казалось бы, все возможности для дальнейшего профессионального роста и совершенствования, она вынуждена все бросать и начинать с нуля. Тут невольно напрашивается сопоставление: ни Фатта- хову, ни Закирову, ни Алябьеву, ни Столя рову нет необходимости менять специаль ность, с получением аттестата зрелости они — вне всякого сомнения — поднимут ся на новую ступень в своем профессио нальном становлении, будут расти и ра сти... Потому что сами отрасли производст ва, сами условйя, где они трудятся, сов сем иные, нежели те, в которых работает Тоня. И в этом смысле драма Тони Чур киной несет в себе глубокие социально нравственные противоречия, заставляет всерьез поставить вопрос: почему в нашем социалистическом обществе, при всеоб щем равном праве на труд, существуют такие «коренные различия» между отдель ными сферами труда? Различия не столько по части оплаты, сколько по степени бла готворного либо, наоборот, дурного влия ния на человека, на его нравственное об личье, В повести есть и еще одно наглядное под тверждение тому, еще одно порождение этих производственных парадоксов. Это — таксист Ведерников. Автор даже не считает нуж ным особо распространяться об этом тип чике, ибо уверен, что все мы не однажды сталкивались с подобного рода «предста вителями» рабочего класса. Н. Никонов лишь с горечью констатирует, что «черты Ведерникова» можно встретить у людей разных профессий. «Ох уж этот Ведерни ков! Я встречался с ним в такси и в авто бусе, на рынках и в универмагах, на вок залах и в строительной конторе... Он хо дил в спецовке водопроводчика, в унифор ме швейцара, в халате гардеробщика, он выглядывал из-под ондатровой шапки агента по снабжению...» И герой-рассказчик честно признается, что перевоспитывать, «перековывать» таких, как Ведерников,— дело бесполезное, «без надега». Ибо причины, корни тут очень глу боки и находятся далеко за пределами соб ственно педагогики — особенно если учи тывать те, мягко говоря, скудные средства и возможности, которыми в настоящее вре мя она, педагогика, располагает. Повесть Н. Никонова вообще резко отли чается от многочисленных «педагогических поэм» тем, что самые острые, насущные вопросы школьного воспитания поставлены здесь совершенно по-иному, можно даже сказать, по-новаторски. В самом деле, сколько раз мы встречали в повестях, ро манах, пьесах о школе дежурный, затаскан ный сюжет о «трудных учениках», которые на поверку оказываются не столько труд ными, сколько бедными, несчастными жерт вами обстоятельств, среды, дурного влия ния? Беда всей этой «святочной» педаго гической прозы не только в том, что, посто янно эксплуатируя один и тот же сюжет, она порождает бесчисленные литературные поделки. Беда в другом: подобного рода опусы дезориентируют наше общественное сознание, сводя весь комплекс сложней ших, труднейших, мучительнейших проб лем современной педагогики к стереотипу, к поиску некоей «универсальной» панацеи, к утверждению давно всем набившей ос комину «абсолютной истины» о том, что виной всему — обстоятельства, среда. А между тем жизнь давно уже поставила воп рос об ответственности самой личности за свои поступки, за все свои большие и малые прегрешения; жизнь, а если уж говорить точнее — печальная практика всеобуча по требовала решительным образом пересмот реть тезис «нет плохих учеников», кото рый завел по сути нашу педагогическую мысль в тупик. «Если права теория,— размышляет ге рой Н. Никонова,— что человек — продукт воспитания, значит, где-то, на каком-то отрезке жизни он может быть испорчен воспитателями. Был, скажем, примерный мальчик Орлов и за десять лег обучения превратился в разнузданного подонка, или — был такой же славный мальчик Ведерников, и опять испортили учителя- воспитатели: научили смотреть на мир с золотозубой улыбкой неисправимого скеп тика. Смеетесь? Тогда, конечно, виновата нд школа, не пионерская организация... Ро 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2