Сибирские огни, 1987, № 9
судьба с этим косноязычным, лысым му жичком, поставив его за учительскую ка федру и обязав целых тридцать лет тянуть ненавистную ему лямку педагога, педаго га по недоразумению? Колоритно, порой зло и ядовито описы вая фигуры педагогов вечерней школы, автор, однако, не ставит целью создать не кий серый фон, на котором заблистает за тем новое светило — молодой, талантливый педагог Владимир Иванович Рукавицын. Герой — рассказчик, безусловно, человек беспокойный, творческий, ищущий. Но успех приходит к нему далеко не сразу; вначале молодой учитель, подобно прилеж ному ученику, пробует применить все те приемы и методы, которыми пользуются его старшие коллеги. Подражая Инессе Львовне, он пытается грозным окриком и суровым взглядом повергнуть своих подо печных в трепет; не достигнув желаемого эффекта, бросается в другую крайность — щедро, как то делает Борис Борисович, ставит за каждую прозвучавшую из-за парты членораздельную фразу четверку, а то и пятерку. Готовясь к урокам, состав ляет подробные конспекты, ошарашивая учеников целым водопадом интереснейших фактов и сведений, которые, однако, все равно пролетают мимо ушей; наконец вво дит в свое личное расписание нулевой урок — консультацию для всех желаю щих... Словом, многое чего «пробует», «ис пытывает», «использует», «заимствует» Вла димир Рукавицын, прежде чем приходит к выводу о необходимости выработать свою, собственную методику применительно именно к своему классу. Герой избирает единственно верный, ра зумный путь — путь углубленного, всесто роннего изучения своих учеников, начиная от анкетных данных и кончая личным ви зитом к каждому на дом и на работу. И вот тут-то повесть выходит далеко за рам ки традиционной «педагогической прозы», в ней начинают прорываться проблемы, свя занные не только со школой и педагогикой... В классе, который «всучили» Владимиру Рукавицыну, учится, точнее сказать, чис лится 25 человек. Все они, за исключением несовершеннолетнего шалопая Нечесова и блатняжки Орлова, принадлежат к рабо чему классу. Но какие же они, эти пред ставители нашего самого передового клас са, разные! И Рукавицыну, и нам, читате лям, порой даже не верится, что иные из них вообще имеют какое-то отношение к рабочему сословию. Если, допустим, стале вар Алябьев, краснодеревщик Столяров, каменщики Фаттахов и Закиров, девчонки с камвольного — действительно честные трудяги, любящие и свои профессии, и предприятия, где они работают, то такие «экземпляры», как таксист Ведерников или продавщица Света Осокина, кажутся просто-напросто по ошибке приписанными к рабочему классу. Это своего рода совре менная «аристократия», презирающая всех, кто честно трудится, не имея никаких «на варов» и «левых». На первый взгляд может показаться, что в этом неформальном, но вполне очевидном, расслоении нынешнего рабочего класса повинны прежде всего са ми профессии с их неизбежной спецификой; сталевару, допустим, никто не даст «чае вых», равно как нет у него возможностей 168 кого-то обсчитать и проч. Но в таком случае почему, к примеру, Тоня Чуркина, работающая поваром в кафе, даже в мыс лях не позволит себе что-то урвать за счет «экономии на клиенте»? Хотя «специ фика» общепитовского производства дает ей в этом плане возможности не меньшие, если не большие, чем стоящей за прилав ком гастронома Свете Осокиной. Дело, как видим, не в профессиях. Хотя — чего там скрывать — иные так называе мые «непыльные, но денежные» работы и службы как будто только для того и суще ствуют, чтобы порождать всякого рода де ляг, рвачей, комбинаторов... Если вдумать ся, это чрезвычайно сложная, больная со циальная проблема, которая сейчас, в пери од, когда партия повела решительную борь бу за наведение порядка во всех сферах производства, за утверджение на всех «эта жах» и «лестницах» нашего общества прин ципа социальной справедливости,— обрета ет особую остроту, требует безотлагатель ного ее решения. И хорошо уже одно то, что она, проблема эта, нет-нет, да возни кает в том правдивом, увлекательном по вествовании, которое ведется от лица Вла димира Рукавицына. Хотя мы прекрасно понимаем: молодой педагог, историк по образованию, конечно же, не в состоянии исследовать эту проблему всеохватно, сде лать какие-то глубокие выводы и обобще ния. Тем не менее Владимир Рукавицын делает очень полезное, нужное дело: он щедро и откровенно делится с нами свои ми личными наблюдениями над учениками. Автор прибегает к любопытному приему: отдельные главы он пишет от третьего ли ца и посвящает их персонально тому или иному ученику (ученице). Главы эти как бы суммируют, итожат, обобщают все те сведения, всю, так сказать, информацию для размышления, которую добывает не поседливый, дотошный классный руководи тель в ходе знакомства со своими подо печными. А информация и в самом деле весьма и весьма любопытна, причем не только с педагогической точки зрения. Возьмем, к примеру, главы «Тоня Чур кина» и «Света Осокина». Написанные в форме минибиографического очерка, они прослеживают, что называется, основные жизненные и трудовые вехи в судьбах двух девушек-ровесниц. Внешне, по анкетным данным у них немало общего: обе роди лись и выросли в деревне, после школы уехали в город, поступили в училища тор гового профиля и затем стали работать: одна — в кафе, другая — в гастрономе. А затем их пути-дороги разошлись в проти воположные стороны: Тоня стала настоя щим мастером своего дела, кондитером высшего разряда, завоевала почет и ува жение как на работе, так и в классе, где ее единогласно избрали старостой. Света же обрела иную «высшую квалификацию»: научилась хамить, обвешивать, обсчиты вать и в конце-концов попала на скамью подсудимых. Автор предельно четко, прямо-таки с ма тематической выверенностью показывает нам все слагаемые и составные судеб этих девушек. Правда, мне кажется, что в истол ковании причин и обстоятельств, предо пределивших столь разные судьбы, Н. Ни конов впадает в некую хрестоматийную со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2