Сибирские огни, 1987, № 9
серо-голубой нарядной шинели в талию, в словно бы заиндевелой папахе с ^золотым галуном-перекрестьем, весь ловкий, благо родный военный, он стоял, на две головы выше нашей низенькой директорши. Она говорила с ним своим одномерным тихим голосом, и слышно было только: ту-ту-ту- ту... А рядом стоял Любарский-сын, ростом с отца, и все ребята, почтительно обходя, глядели завистливо и с любопытством, больше, конечно, на грозного полковника с перчатками в руках, с задранной голо вой — может, это от папахи, — даже наш желтоглазый военрук, исполненный молча ливого достоинства, прошел мимо, руки по швам, звякнул медалями — заговорила военная косточка». Стоит ли удивляться, стоит ли доказы вать, что это всеобщее почтение перед военачальниками (ведь любой подросток тогда знал, какой вклад внесли советские командиры в победу над фашизмом) авто матически переходило и на их детей, окру жало их тоже неким «ореолом»? Все это в общем-то закономерно и естественно; ненормальным и неестественным представ ляется, однако, то, что эти традиции «эли тарности» оказались слишком уж порочны ми и долговременными... Школы типа «сорок пятой мужской» ос тавили о себе — что тут теперь скрывать? — недобрую, нехорошую память. Недаром Толя Смирнов уходит из «сорок пятой» без всякого сожаления, прямо и честно призна ваясь: «Она не была мне родной», считая, что в стенах этой постылой казармы он ничему путному не научился, ничего по су ти полезного не получил. С этим грустным выводом героя, навер ное, можно было бы согласиться, можно было бы даже увидеть в Толе и в его то варищах безвинных жертв тогдашней систе мы образования с ее злополучным «раз дельным обучением», если бы не эпилог повести. Уже много лет спустя Толя слу чайно встречает одного из своих соклассни- ков — некоего Мартынова, носившего в школе кличку Тартын, одного из самых тогда неприметных, неказистых мальчишек. И вот теперь этот Тартын — директор из вестного на весь Союз завода. «— Ну а о других-то знаешь?» — спрашивает пора женный Тодя. «Знаю... Костя Мосалов — деканом в Н-ском университете. Гипотез — подполков ник, в Ленинграде видел. Лис где-то в угольщиках, по отцовым стопам пошел. Своя «Волга»... Гуссейн, брат, высоко — уже доктор, а может, сейчас член-коррес пондент. Живет в Киеве. Физик с именем...» Тут уже удивляется не только герой, но и мы с вами. Как же так случилось, что эта злосчастная «сорок пятая мужская», где каждый день бились окна, ломались парты, разбивались в кровь носы, где не было по сути ни одного настоящего, квали фицированного педагога, где вообще зряд ли прошел нормально хотя бы один урок, — как же из стен этой казармы вышло столько первоклассных специалистов, ру ководителей производства, даже ученых? Об этом феномене, согласитесь, тоже сто ит задуматься всерьез. И прежде всего за даться вопросом: а не было ли в той систе ме просвещения, при всех ее перегибах, ша раханиях, неурядицах, и какого-то, как мы 166 говорим, положительного начала? Не былр ли чего-нибудь такого, что не грех бы и по заимствовать, использовать сейчас? Сразу приведу одну сценку. «Я пришел к директорше с первым моим заявлением — заявлением об уходе ^из шко лы. «Прошу вас не отказать в моей прось бе». Ниже — неумелая роспись. — Что же ты, мальчик, уходишь... Ты, го ворят, учинил скандал, бил ребят... Ах, как нехорошо, как нехорошо... .Нельзя... — го ворила она, просматривая 'табель, прикла дывая к нему печать... — Что же ты, мальчик, будешь делать? Куда пойдешь? — спросила она, подавая мне табель. — Не знаю... — честно ответил я. — Вот видишь, а. уходишь... Если бы ты не хулиганил (вот ведь оно как сказано), не дрался (ха...), дал слово (ага, ждите)... — Я его не дам. — Не дашь слово? Почему? Но ведь мы могли бы обсудить твое поведение на педа гогическом совете... и если бы ты... — Нет... Я пойду... Можно... — Ах, какой ты упрямый мальчик... Ну, что делать... Иди... Иди...» Согласитесь: такую отнюдь не трогатель ную «сценку прощания» со школой ныне трудно даже вообразить. Чтобы подросток, не окончив даже восьми классов, бросал учебу и уходил на все четыре стороны? Да тут весь педколлектив школы с родитель ской общественностью на колени перед ним встанут, все грехи, все проступки, вплоть до самых хулиганских, ему простят — лишь бы недоросль остался в школе, «досидел» за партой положенный, срок. Потому что так повелевает его величество закон о все обуче. Но дело не только во всеобуче, кото рый ныне, благодаря новой школьной ре форме, хоть и с трудом, но все-таки под вергается кое-какой разумной корректиров ке. Дело в том, что за годы безраздельно го господства всеобуча сложилось твердое убеждение: если подросток бросит школу, он непременно окажется «на улице», попа дет под чье-то дурное влияние, свяжется с сомнительной компанией и проч. и проч. Логика более чем странная, и опровергает ее именно опыт школы тех далеких после военных лет. В 40 — 50-е годы не боялись отпускать из школы тех, кто, в силу разных причин, не хотел, либо не мог продолжать учебы. Справки типа той, что получил Толя Смирнов, давали не только восьмиклассни кам, но и семи-, и шести-, и даже пяти классникам. Давали потому, что знали: кро ме «улицы», вне стен школы есть и заводы, и фабрики, и стройки, и ФЗО, и всевозмож ные курсы, где в короткие сроки обучали рабочим профессиям. И не «на улицу», не в блатные компании шло большинство недо учившихся ребят, а вливалось в эту боль шую трудовую жизнь. Ну, а те, кто рано или поздно осознавал необходимость про должить учебу, поступали в вечерние шко лы. Именно такой, очень типичный для мно гих подростков той поры путь и проделал Толя Смирнов, и, как видно из финала по вести, герой и место свое в жизни нашел, и стал личностью — в самом лучшем смыс ле этого слова. Стал во многом благодаря тому, что имел возможность самостоятель но решать важные для себя жизненные во просы, имел свободу выбора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2