Сибирские огни, 1987, № 9
н и из «университетов», которые прошел герой Никонова в пору своего отрочества. Другим «университетом» стала школа, та самая «сорок пятая мужская», куда герой попал по воле тогдашнего наркома просве щения и где он долго не мог прижиться, да, собственно, так и не прижился, вынуж ден был бросить учебу и пойти работать на завод. О главах, посвященных «сорок пятой мужской», стоит сказать особо, по тому что целое поколение прошло через та кие вот школы-казармы с их дикими нра вами и жестокими порядками. Однако опыт тех школ, той педагогики, вообще вся их ат мосфера заслуживают полного права быть воспроизведенными в живых картинах и образах. Этот опыт поучителен во многих отношениях, потому что в педагогике, как ни в какой, пожалуй, другой сфере, все, вплоть до нелепейших ошибок, заслужива ет самого пристального изучения и осмыс ления. К этому надо еще прибавить, что Н. Никонов, сам в прошлом педагог, испы тывает особое пристрастие к вопросам вос питания— именно в «Глаголе несовершен ного вида» начинает звучать в его творче стве еще один неумолкающий мотив, мо тив о том, как, говоря словами В. Тендря кова, необходимо «совершенствовать чело веческую сущность», воспитывать, песто вать настоящих граждан. Н. Никонов описывает школу того пе риода, когда там проводился один из са мых, пожалуй, сомнительных за всю исто рию советской педагогики экспериментов. Я имею в виду уже помянутое выше раз дельное обучение. Порочность этой нарком- просовской директивы видна была лю бому здравомыслящему человеку, в том числе и самим «подопытным кроликам», жертвам этого «широкого эксперимента». «Великие преобразования в школе, — за мечает автор, — имеют одну тяжелую сто рону — последствия их в первую очередь выносит маленький человек, простая и, наверное, не вполне понятная преобразова телю человеко-единица». К сему остается лишь добавить, что в данном случае «вели кое преобразование» возрождало далеко не лучшие традиции русской дореволю ционной школы. Раздельное обучение, ис кусственно отчуждавшее мальчиков и де вочек, лишавшее их возможности естест венного общения в нормальных, повседнев ных обстоятельствах, создавало, а точнее сказать воссоздавало, с одной стороны, в женских школах, атмосферу пресловутых пансионов благородных девиц, а с другой, в мужских школах —■самые дурные, самые скверные нравы и обычаи российской бур сы. Н. Никонов не жалеет ни иронии, ни сарказма, живописуя повседневную жизнь этой бурсы образца сороковых годов ны нешнего века. «Текли дни в буйном аду — дни, отмеченные скукой уроков, драками, возней на переменах, курением ц залитой мочой гадкой уборной, которую словно бы никто не убирал. Курили взатяжку, кто не умел — учился. Курить, плевать сквозь зубы, петушиться, употребляя целый лек сикон матерщины, считалось признаком си лы, а сила в придачу с наглостью, какой-то особой постоянной злобностью и умением «блатнячить» ценилась высоко. И мы ста рались показать эту силу, конечно, на тех, кто послабее, кто еще не научился давать сдачи и скалить зубы». Но это еще были далеко не все «преле сти» школьного житья-бытья эпохи раз дельного обучения. В сорок пятой мужской (как, впрочем, и во всех других подобных «казармах») наряду с властью кулака, наряду с узаконенным измывательством сильного над слабым, старшего над млад шим — существовала еще одна гнусная традиция, тоже возрождавшая в первоздан ном виде нравы дореволюционной бурсы. Здесь в неменьшей степени, чем грубая физическая сила, ценились деньги, дорогие вещи, «шикарные» папиросы. А обладатели этих «богатств» пользовались таким же авторитетом и ореолом почтения, что и об ладатели увесистых кулаков. Сынки гене ралов, полковников, директоров крупных предприятий были здесь на особом положе нии, составляли своего рода элиту, куда прочая «шваль» не допускалась. Эти не доросли-аристократы на вечерах танцевали с самыми красивыми девочками, почти в открытую курили свои «Казбеки» и «Гвар дейские», собирались «узким кругом» каж дую субботу-воскресенье у кого-нибудь на квартире. Не случайно одна из сюжетных линий повести, едва ли не самая интригую щая и напряженная, строится на том, как Толя Смирнов, влюбившись в девочку из этого «высшего света», выдал себя за сына полковника, чтобы только удостоить ся внимания со стороны Лиды, чтобы лю бой ценой попасть в этот «круг». История эта, как мы помним, закончилась для героя самым печальным образом. Но куда пе чальнее другое. Читая страницы, изобра жающие «сладкую жизнь» генеральских сынков и дочек, воочию и с горечью убеж даешься, что отвратительная эта традиция, когда детки высокопоставленных родителей образуют свои «кланы», идет еще вон с каких пор. И — что самое груртное — с годами «традиция» не исчезла, скорее наоборот — упрочилась, обрела еще более уродливые формы. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить главу об английской школе из романа Е. Евтушенко «Ягодные места». Может показаться, что здесь налицо не кое противоречие. Ведь не далее, как не сколькими страницами раньше, мы утверж дали: в войну и первые послевоенные годы сложилась атмосфера всеобщей нетерпи мости ко всем, кто прятался за спины дру гих, а уж тем более к тем, кто сидел на чужой шее, жил за счет других. Так поче му же, спрашивается, полуголодная, разде тая, разутая безотцовщина, составлявшая абсолютное большинство в «сорок пятой мужской», не тольцо не презирала «элиту», но наоборот, заискивала, чуть не раболеп ствовала перед ней? Однако тут действова ла совсем другая логика. Ведь только- только кончилась война, и каждый под росток с благоговением взирал на любого увешанного орденами и медалями фронто вика, а если еще награды эти сверкали на кителях полковников и генералов... Впро чем, вот самое что ни на есть наглядное свидетельство, как, какими глазами смотре ли мальчишки «сорок пятой» на настояще го полковника, командира дивизии, явив шегося однажды в школу поинтересоваться успехами своего сына. «Высокий, седой, в 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2