Сибирские огни, 1987, № 9
жнивьям и лощинам», «когда блестит на укатанных дорогах студеное печальное улыбчивое солнце». Как хотелось многим из них, подобно Тане, вернуться после ин ститута на родную свою землю, снова рабо тать на ней или учить ребятишек! И глав ное, хотелось, чтобы и земля, и люди, на ней живущие, были лучше, счастливее, бо гаче... Возьмем, как говорится, на заметку эти мечтания-упования маленькой героини, потому что в дальнейшем, знакомясь с по следующими произведениями Н. Никонова, мы не раз будем иметь возможность срав нивать то, о чем мечталось, с тем, что сбылось. А сейчас обратимся еще к одному произ ведению, которое, тесно примыкая к пове сти «Когда начнешь вспоминать», образует совокупно с ней как бы своеобразную ди логию. Это — уже упомянутый «Глагол не совершенного вида», где дан сугубо маль чишеский и — что весьма существенно — сугубо городской вариант военного, а так же послевоенного детства. Повесть «Глагол несовершенного вида» именно о том, как обыкновенный мальчиш ка проходит труднейшие университеты жиз ни первых послевоенных лет, сам себя вос питывая и закаляя, проявляя порой порази тельную выдержку, находчивость, нравст венную зрелость в самых трудных, ковар ных обстоятельствах. Ох, уж эти обстоятельства! Сколько ста тей, трактатов, художественных произведе ний (как правило, весьма посредственных) понаписано у нас во имя доказательства всемогущества этой несокрушимой, чуть ли не фатальной силы, именуемой средой, об стоятельствами! Стал, скажем, человек хулиганом — виновата прежде всего шко ла, где недосмотрели, недовоспитали, упус тили. Пристрастился к вину — тоже чей-то недосмотр, а главное, культурным досугом человека «не охватили». Берет взятки, за пускает руку в государственный карман — а это уж недоработка партийной и проф союзной организаций... Разумеется, я утри рую, но согласитесь: теория «всесилия об стоятельств» по-прежнему имеет у нас ши рокое хождение, по-прежнму претендует на универсально-исчерпывающее объяснение всевозможных безобразий и антиобществен ных явлений. Н. Никонов в своем «Глаголе несовер шенного вида» решительно восстает про тив этой концепции, неизвестно кем и ког да внедренной и в нашу педагогику, и в юриспруденцию, и в социальную психоло гию, да и вообще крепко засевшую в наше общественное сознание. Забегая вперед, скажу, что отныне последовательная, бес компромиссная борьба с этой «универсаль ной» концепцией станет одним из ведущих мотивов в творчестве Н. Никонова, писа тель сделает все возможное, чтобы раз бить в пух и прах эту «теорию», принес шую (и поныне приносящую) столько вре да, направляющую нашу общественную мысль совсем не в то русло. В «Глаголе несовершенного вида» вопрос этот поднят и разрешен пока что в первом приближении, на одном конкретном при мере. Толе Смирнову позарез нужны день ги, чтобы купить себе более-менее прилич ный костюм. Мальчик пытается во время летних каникул пойти куда-нибудь подра 164 ботать, но его нигде не берут: нет шестнад цати лет. И тогда Толя начинает зани маться мелкой коммерцией: продает на рынке птиц, спекулирует билетами в кино. Знакомство с бытом и нравами городской толкучки наводит его на мысль: а не по пробовать ли «еще один путь?». Ведь Толя не раз видел, наблюдал, «как в базарной толчее, на вокзале и в давке за билетами режут карманы, потрошат «гомонки» у за зевавшихся... Я видел, как жулики навали ваются «кодлой», создают вокруг намечен ного «карася» невероятную толкучку, как с талантом фокусника простофиле-продав- цу всучивают бумажную «куклу» вместо настоящих денег, видел, как два жулика, взяв у покупателя по сапогу, дают тягу — «острят лапти», тут их не догнать никакой милиции, никаким сыщикам, потому что сы щик не знает всех дворов, ходов-перелазов, а вор знает, у него все рассчитано...» Прямо скажем, Толе с его силой, ловкостью, сме калкой, с его знанием всех базарных ла биринтов, всех этих «ходов-перелазов» по требовались бы каких-то три-четыре «трени ровки», чтобы стать классным вором. К то му же тут есть и железное оправдание: хотел честно заработать — не дали... Однако ге рой с ходу, решительно отбрасывает этот «вариант»: «наверно, очень уж прочно бы ла вложена в меня бабушкой заповедь: «Не укради», а может быть, не оказалось в моем генетическом коде какой-нибудь там X—У соответствующей хромосомы...» Такое объяснение вряд ли способно удовлетворить читателя, особенно если учи тывать всю серьезность затронутой здесь проблемы. Ведь совершенно очевидно, что все блатняки и ханыги, которых мы видим на страницах повести, все эти Павлюки, Земляки, Чащихи и прочий сброд, все они хотя бы однажды да слышали от своих матерей, бабушек, дедушек, учителей по добные заповеди и наставления. Так поче му же на них они не оказали никакого воздействия? В то время как для Толи стали непреложным нравственным кодек сом, уберегшим его от многих бед, не по зволившим совершить непоправимых оши бок. Разумеется, были и еще причины, не позволившие Толе пойти по сомнительной, скользкой дорожке воровства и ханыжни- чества. Тут нельзя сбрасывать со счетов и его страстные мальчишеские мечты непре менно стать ученым зоологом, и рано про будившуюся любовь к девочке из соседней школы Лиде... Все это так, «души прекрас ные порывы» — будь то детская мечта о романтической профессии или ранняя пер вая любовь — играют не последнюю роль в выделке человеческого характера. И тем не менее: почему при почти одинаковых условиях существования, в одной и той же среде обитания наблюдаются такие рази тельные «конечные результаты»? Это уже, как видим, целая проблема, и не случайно писатель еще не раз обратится к ней, по святит ей в повести «Мой рабочий один надцатый» немало страниц да и в других своих вещах не раз будет ломать голову, биться над этим «проклятым» вопросом: где, в чем причина причин, делающая из одних — нормальных людей, а из других — выродков? Злачные места, всякого рода толкучки, барахолки, «птичьи рынки» были лишь од
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2