Сибирские огни, 1987, № 9
этой теме, и в том, что летописцами всена родного тылового подвига являются в дан ном случае бывшие подростки, маленькие герои тыла. И их детская память, потря сенная увиденным и пережитым (а видеть порой приходилось такое, отчего до сих пор просыпаешься ночью в холодном поту), имеет полное право, разумеется, при нали чии художественного дарования, воспроиз вести, точнее сказать, донести в картинах и образах до последующих поколений эту страшную и прекрасную правду о военном лихолетье. Я намеренно ставлю два эти слова «страшная» и «прекрасная» рядом. Да, страдания, обрушившиеся на страну в годы войны, были воистину нечеловечески ми. Но каких же тогда слов, каких эпите тов заслуживает народ, сумевший не прос то выстоять в жесточайших испытаниях, но проявить во всей красе, во всей полноте лучшие свои доблести и свойства? С таким народом живет и трудится ма лолетняя героиня повести «Когда начнешь вспоминать». И не просто трудится, не только ездит на покос, вяжет снопы, сеет рожь; Таня не устает удивляться, сколько силы, мужества, доброты, истинно кресть янской мудрости сокрыто в людях, кото рые до этого были просто соседями, близ кими и дальними родичами, односельчана ми. Больше того, к иным своим землякам, которых недолюбливали в деревне, на кого косо смотрели — чуть ли не как на скры тых кулаков,— Таня проникается истинной симпатией, решительно отвергая и опровер гая пресловутую деревенскую молву. Всю войну довелось Тане работать бок о бок с соседом Александром Петровичем, стран ным, чудным, по общему мнению, челове ком. Какими только кличками не награж дали односельчане этого упорно не желав шего вступать в колхоз старика? Каких только «версий» не высказывали по пово ду его частых отлучек в город на заработ ки! Даже в добрых делах Александра Пет ровича (а он и травами мог лечить, и день ги давал взаймы) люди пытались усмотреть злой умысел, оттого и чурались, и обхо дили его стороной... Но вот в трудную во енную годину вышел Александр Петрович вместе со всеми в поле, стал «робить» крестьянскую работу — и оказалось: это на редкость трудолюбивый, безотказный, сме калистый человек, обладающий ко всему прочему массой всевозможных навыков и секретов, полученных, добытых во время своих хождений на заработки. Многое, очень многое переняла Таня от этого ис тинно народного умельца, чьи натружен ные руки могли изладить, казалось, любую работу, чья природная сообразительность способна была разрешить вмиг любую хо зяйственную заковыку. Но главное, чем под купает Александр Петрович Таню,—это уважительным отношением к ней как к ровне, к товарищу по труду. Александр Петрович становится настоящим Таниным наставником — и в работе, и в духовном ее развитии. Видя, как жадно ловит каждое его слово эта любознательная, не по годам рассудительная девочка, Александр Петро вич читает ей целый курс «природоведения» — не книжного, разумеется, а своего, осно ванного на богатейшем собственном опыте и опыте своих предков; заодно преподносит он Тане и немало жизненных уроков, тоже 162 щедро делясь с ней своими житейскими познаниями и наблюдениями. От общения с этим удивительным человеком Таня взрослеет буквально на глазах. И мы ни сколько не удивляемся, когда она с недет ской мудростью объясняет в конце повес ти, почему Александр Петрович, не раз доказавший на деле свое трудолюбие, свою безотказность и полное бескорыстие, —тем не менее так и остается «чужаком» для большинства односельчан. «Здесь при открывалась мне одна некрасивая сторона жизни — в деревне очень не любят людей особенных, не похожих на других, живу щих «не как все». Должно быть, и Алек сандр Петрович был в числе таких, волей или неволей зарабатывал себе грехи и про звища. Даже то, что Александр Петрович пожертвовал десять тысяч на танки, нико го не удивило как будто. — Ну, он богатый. Можно ему было и боле взнести. Сундуки-то ломятся от доб ра. Всю жизнь под себя гребет,— судили Александра Петровича на другой же день у обледенелого колодезного сруба за реч кой». И это был еще один урок, полученный Таней. Урок на сей раз обидный и жесто кий. С болью, с горьким сожалением поня ла она, что даже война, даже общая беда, столь целительно вытравляющая из душ людских все мелко-завистливое, злобное, обывательское,—не могут все-таки до кон ца, дотла выжечь эти проклятые «сорня ки», из которых при мало-мальски благо приятных условиях может произрасти лю бая человеческая дурнина. Как видим, Н. Никонов далек от того, чтобы абсолюти зировать, идеализировать человеческие вза имоотношения в условиях того жесточай шего времени; он прекрасно показал, что война несомненно сыграла громадную роль в нравственном очищении человека, равно как усилила, до предела «уплотнила» срок его гражданского становления. Но автор глазами своей маленькой, не по годам смышленой героини увидел и другое; дур ные наклонности, мерзкие привычки, мягко говоря,' не лучших представителей рода че ловеческого, отнюдь не исчезли, не раство рились без осадка—эти «качества» просто- напросто законсервировались до поры до времени. До того времени, когда понемногу рассеется эта атмосфера всеобщего нравст венного максимализма, всеобщей нетерпи мости к любому проявлению шкурничества, и то, что было «неудобно», «неприлично», «не принято» делать в войну, станет впол не приличным, станет даже нормой. Увы, премудрый пескарь-обыватель оказался здесь весьма дальновиден, и тут, видимо, есть прямой смысл .сказать несколько слов о негативных явлениях, имевших место в годы войны. Что тут скрывать — и в войну делала вылазки, давала о себе знать всякая мразь и нечисть: были и воры, и спекулян ты, и проходимцы, и ловчилы-руководите ли, пытавшиеся, благодаря своему номен клатурному положению, любой ценой удер жаться в тылу... Объявился такой «экзем пляр» однажды и в Таниной Березовке. Когда ушел на фронт давно рвавшийся ту да добровольцем председатель колхоза, ему на смену буквально по пословице «свято место пусто не бывает» привезли из рай она некоего Трофимова, «толстого, багрово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2