Сибирские огни, 1987, № 9
поступках главный нравственный принцип нашей жизни «человек человеку — Друг, товарищ и брат». Но в то же время — и об этом столько уже написано и наговорено — сейчас как никогда нагло бесстыже под нял голову обыватель, воинствующий ме щанин. Причем мещанин «новой форма ции», во-первых, многолик (это и рвач- стяжатель, и деляга-карьерист, и бюрократ, и конъюнктурщик от искусства), во-вторых, в совершенстве владеет всем арсеналом, всеми приемами социальной демагогии, что особенно проявляется в его умении подве сти под свои самые гнуснейшие замыслы и намерения мощную «базу», выдать свои шкурнические поползновения за государст венные интересы и соображения... Действи тельно, неладное творится с людьми, в том числе и с людьми, облеченными высокими полномочиями, занимающими крупные посты, и недаром с трибуны XXVII съезда КПСС прозвучали горькие и честные слова о «перерождении» определенной части от ветственных работников, вставших на путь служебных злоупотреблений, взяточничест ва, протекционизма. Писать обо всем этом больно и скорб но, но вместе с тем нельзя не проникнуться и гордостью за нашу литературу, которая давно выявила, обозначила, предала глас ности многие негативные явления, с кото рыми партия призывает ныне бороться са мым нещадным образом. Вспомним: разве не обличал еще в 70-е годы Н. Думбадзе взяточничество и протекционизм в их са мых наглых, самых уродливых формах? Разве не призывал В. Шукшин извести под корень всякого рода «энергичных людей» — эту накипь и нечисть, порожденную пре словутой «теневой экономикой» и нагло процветающую в ее тени? Или В. Распу тин — разве не предостерегал он еще в 60-е годы о необратимых, пагубных по следствиях «гэсовского бума», когда ради сиюминутной выгоды затопляют огромные пространства плодороднейших угодий, сти рают с лица земли десятки деревень и сел — исконных русских житниц?.. Упорно ука- зуя на все эти парадоксы и «феномены», недоумевая, гневаясь, взывая в взыскуя, литература таким образом исполняла свое главное предназначение — формировала общественное мнение, призывала, где внес ти существенные коррективы, а где самым решительным образом пересмотреть давно сложившиеся взгляды на те или иные яв ления. И я думаю, не будет никакой на тяжкой сказать, что свою лепту внес здесь и Н. Никонов, который тоже вместе со все ми честными писателями земли российской бьется над этим вопросом: «Что же с нами происходит, люди?», Но пришел Н. Никонов к этому горькому откровению, конечно, не сразу и пришел, если можно так выразиться, традиционным путем. Будучи, как уже сказано, человеком, пережившим войну в подростковом возрас те, Н. Никонов прежде написал несколько произведений, посвященных судьбе своего поколения. Прямо скажу: это не лучшее из всего им написанного: лично мне (да и не только мне, если судить по отзывам кри тики) более интересен зрелый Никонов — автор «Моего рабочего ’одиннадцатого», «Следа рыси», «Золотого дождя», «Стари ковой горы» — произведений, написанных на высоком художественном уровне, испол ненных множества поразительно верных, тонких, точных наблюдений над сегодняш ней нашей жизнью со всеми ее «светоте нями», феноменами, абсурдами и парадок сами. Но переходить сразу к «освоению» этих книг — значит пренебрегать такой важной стороной литературной биографии писателя, как творческая эволюция, причем в данном случае я имею в виду не столь ко собственно художественное становление и развитие прозаика, сколько становление его .взглядов и воззрений. Хотя в начале данных заметок я и «выговорил» себе ус ловие — не придерживаться строгой хроно логии, тем не менее без соблюдения опре деленной последовательности, без выявле ния того, что принято называть «вехами», «рубежами», «этапами» творческого роста писателя, никак не обойтись. Вот почему разговор по существу о Н. Никонове мне хочется начать с повести «Когда начнешь вспоминать» (1969). Судя по году написания, повесть, с большой натяжкой и оговоркой, можно отнести к начальному периоду творчества писателя: как-никак Никонову в эту пору было уже под сорок, его имя стояло уже на облож ках нескольких книжек. И тем не менее, если исходить из других предпосылок, эта вещь несомненно относится к первому пе риоду литературной биографии писателя. «Когда начнешь вспоминать» — повесть о военном детстве со многими хорошо нам знакомыми, давно ставшими уже традици онными приметами, свойственными произ ведениям этого тематического ряда. Те, кто читал и хорошо помнит, допустим, «Дикие побеги» В. Колыхалова, «Кандаур- ских мальчишек» Г. Михасенко, «Березо вую елку» П. Дедова, «Смородинный чай» А. Усольцева, сразу обратят внимание, что многие страницы «Когда начнешь вспоми нать» четко рифмуются с отдельными эпи зодами и даже целыми главами названных произведений. Здесь и картины тяжелейше го, каждодневного труда, который лег на плечи подростков, женщин и стариков, за менивших ушедших на фронт старших братьев, отцов, мужей; здесь и душеразди рающие сцены, связанные с получением похоронок и дурных вестей с фронта; здесь и почти натуралистические описания всевозможных напастей и лишений, свалив шихся на голодную, обезлюдевшую дерев ню... Казалось бы, все это дает нам закон ное основание поставить повесть И. Нико нова в общий ряд произведений о «военном детстве», сказать, что-де перед нами еще одно правдивое свидетельство трудового подвига народа в годы Великой Отечест венной — и на том и покончить. Но... тут сама совесть не позволяет ограничиться столь формальным анализом: да и сразу возникает непростой вопрос. Почему тема военного детства, а если брать шире — тылового подвига, получившая воплощение в десятках произведений, рождает все но вые и новые книги? Почему повторение одних и тех же мотивов, ситуаций, кон фликтов, даже отдельных житейских дета лей и подробностей не вызывает ощущения злополучной вторичности? Почему язык даже не поворачивается сказать, что, мол, все это давно перепето, набило оскомину?.. Есть, видимо, какая-то святость к в самой 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2