Сибирские огни, 1987, № 9
мальные условия для воспитания нормаль ного, трудолюбивого, знающего и мысляще го молодого человека. Никоновская повесть, как никакая другая современная педагоги ческая поэма, убедила меня в том, что тема школы, воспитания должна быть едва ли не ведущей в нынешней нашей прозе. Простая вещь: мы можем наметить гран диозные планы и перспективы, выделить колоссальные средства для их осуществле ния и претворения, но все эти прекрасные, точно рассчитанные, великолепно экономи чески и технически обоснованные планы с треском провалятся, станут, грубо гово ря, «туфтой», если школа наша не даст соответствующего человеческого материала —толковых, грамотных, а самое главное духовно и нравственно зрелых юношей и девушек. Не просто молодых специалистов, умеющих квалифицированно делать свою работу, но граждан, которым можно было бы доверить страну. На такие вот «глобальные раздумья» на вела меня эта не столь объемистая повесть. И здесь мне хочется сразу обозначить, в чем главное достоинство, в чем, вернее сказать, притягательность никоновской про зы. Николай Никонов, по моему глубочай шему убеждению, принадлежит к писате- лям-мыслителям, чье сугубо художествен ное дарование (а у Н. Никонова оно недю жинное) везде и всюду служит одной цели — постигнуть самую суть, выяснить по возможности все истоки, причины, корни изображаемого явления. Скажут, экая не видаль: да любой и каждый сочинитель для того и пишет, чтобы исследовать, осмысли вать, ставить проблемы. Увы, если бы... Размеры данной статьи не позволяют мне сделать по этому поводу пространное от ступление, посему я ограничусь лишь в по рядке, так сказать, справки короткой кон статацией. И автор этих строк, и немало других наших критиков давно заметили, что в нашей текущей прозе бурным пото ком идут произведения, где преобладает именно описательность — избыточное мно гословие. Создается впечатление, что иные наши писатели, в том числе известные, ов ладев секретами словесной живописи и прочими «магиями» художественной изо бразительности, разучились мыслить, не хо тят мыслить. Вот почему многим из этих мастеров изящной словесности, в чьих произведениях (утверждаю это без всякой иронии) можно встретить порой истинно бунинскую рос кошь в описании природы, я предпочитаю не столь уж громко известного, но очень- очень близкого мне по духу, по складу мышления уральского прозаика Николая Григорьевича Никонова. Это «мой» писа тель, который всегда мне интересен, в каж дой вещи которого я непременно нахожу нечто, глубоко мне созвучное, отвечающее именно моим сегодняшним помыслам и на строениям. Я не собираюсь писать развернутый ли тературный портрет Н. Никонова с непре менно обязательным для данного жанра последовательным изложением творческой биографии писателя, с подробным анализом каждого его произведения. Я'просто хочу в свободной форме поразмышлять над стра ницами прозы Н. Никонова, в особенности над теми, которые, на мой взгляд, нисколько 160 не устарели, и надеюсь, долго еще останут ся в активе, а не в архиве нашей литера туры. Н. Никонов принадлежит к том / писа тельскому «призыву», который хоть и не участвовал непосредственно в Великой Оте чественной войне, но изрядно отхлебнул от чаши страданий и горестей, принесенных ею нашему народу. Он, как почти все его собратья по поколению (В. Шукшин, В. Распутин, В. Лихоносов, В. Колыхалов, Г. Машкин, П. Дедов и др.), тоже отдал дань теме военного и послевоенного детст ва, тоже вписал свою страницу в летопись трудового подвига нашего народа в годы Великой Отечественной и в период восста новления. Однако мне в данном случае хотелось бы обратить внимание еще на одно немаловаж ное обстоятельство, выделить, с позволения сказать, некую общую, типологическую чер ту, свойственную творчеству тех, кто пере жил войну в 10—15-летнем возрасте. Почти все эти писатели, как сказано, вошли в ли тературу или во всяком случае громко о себе заявили произведениями о военном, а точнее сказать «военно-тыловом детстве». По вот дальше в творчестве многих из них мы обнаруживаем интересный поворот, свя занный с переходом от детских впечатле ний, навеянных грозными годами войны, к более поздним — 60-м, 70-м годам. Этот пе реход, этот «перевод часовой стрелки» рож дал у них очень сложные, противоречивые настроения, где наряду с чувством гордо сти, радости, удовлетворения по поводу того, что жизнь стала лучше, веселее, свет лее, явственно ощущались и нотки трево ги, недоумения, растерянности вплоть до открытого негодования. Наиболее громко, даже с каким-то надрывом, негодование это прозвучало в знаменитом вопрошании Шукшина: «Что же с нами происходит, лю ди?» А произошло, если попытаться обозна чить предмет негодования в нескольких словах, вот что. Писатели, и не только писатели, но и многие честные, мыслящие, совестливые люди, с недоумением стали замечать, что по мере нашего продвижения вперед на всех участках хозяйственного, экономического развития, по мере . роста благосостояния и страны в целом, и каж дого семейства в отдельности,—обнаружи лось, обозначилось явное несоответствие между уровнем материальным и уровнем духовным, нравственным. Рост обществен ного сознания и сознательности отдельных граждан шел далеко не теми темпами, ка кими развивались и процветали наука, тех ника, экономика. Во многих произведениях — у того же В. Шукшина, и у В. Распути на, и у В. Белова, и у Ф. Абрамова, и у Е. Носова — прозвучало, где впрямую, где в подтексте, скорбное признание, что в вой ну и в трудные, тяжкие послевоенные годы люди были более сердечными, добрыми, от зывчивыми, бескорыстными — были более гражданами, чем обывателями. А сейчас... Нет, конечно, в крайности тут впадать не следует (да и сами писатели это прекрасно понимают), и сейчас живут честно, само отверженно трудятся, бьются за правду и справедливость тысячи и тысячи граждан, ставящих на первое место интересы общест ва, государства, исповедующих не на сло вах, а на деле, в каждодневных своих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2