Сибирские огни, 1987, № 9
много позже, когда практически все зер новые были вывезены на элеваторы, на ступили долгие, погожие дни. Но именно в период дождей на Чикский элеватор по-, ступало до двух тысяч тонн зерна в сут ки. Бывало, что к проходной прикатывало по две сотни грузовиков. Шли машины, конечно, непланомерно. Ночью зерно не поступало, только днем. Приемка велась напряженно, лихорадочно. Ведь не про стое это дело — приемка. На «обработ ку» каждой машины требуется время. Нужно отобрать пробу зерна на анализ, произвести взвешивание, принять зерно на автоподъемник, с автоподъемника пустая машина снова идет на весы, как говорят, — «отоваривается». Допустим, как минимум, на одну машину затрачива ется шесть минут. Тогда нетрудно подсчи тать — на обработку двухсот грузовиков уйдет, опять же как минимум, тысяча двести минут, а в сутках 1440 минут, все го-то навсего!.. Кстати, именно в сентябре и привезли только совхозы Коченевского района две тысячи шестьсот тонн воды и сора. Работа на Чикском элеваторе ус ложняется тем еще, что он ведет приемку и семенного зерна пшеницы, ячменя, овса, ржи. А с этим зерном надо работать по- особому тщательно. Ведь у каждой куль туры свои сорта. У каждого сорта — своя репродукция. Крепко затруднена работа с сортовым зерном на Чикском элеваторе еще и потому, что семенная станция экс плуатируется здесь без малого шестнад цать лет. Ее оборудование изношено так, что производительность семенной станции сейчас почти вполовину меньше расчет ной: Ячейки в триерах изношены до такой степени, что сор вообще не снимают. И работники станции вынуждены пропускать одно и то же зерно через триерные блоки по два, три раза. При этом, разумеется, перерасходуются энергия и труд. На рабо ту с семенным зерном отвлекается авто подъемное хозяйство. При приемке и от грузке создаются «пробки». Сушилка, за мечу, и семенная станция, — представить только! — находятся в одном помещении, а рядом... кочегарка. Опаснейшее соседст во! А совсем недалеко от Чика находится Коченевский элеватор. Одно время он то же производил комбикорма. Очень дороги ми они были. И неудивительно. На уста ревшем оборудовании смена из одиннад цати человек вырабатывала 50—60 тонн комбикормов. Для сравнения: смена из одиннадцати человек на Чикском заводе вырабатывает 300 тонн. Вот и возникает мысль: не пора ли заняться специализа цией работы элеваторов? Почему, скажем,, не сосредоточить всю заготовку семенного сортового зерна на Коченевском элевато ре? Тем более, что основные поставщики такого зерна расположены значительно ближе именно к этому элеватору, а не к Чикскому. Заметно сократятся расходы хозяйств на транспортировку. Это в част ности. Необходимо построить семенно очистительную станцию на Коченевском элеваторе? Но ведь это несложно! Необ ходимо, конечно, приложить усилия, раз- воротливость. А выгоды специализация сулит весьма значительные. Если нала дить работу с семенным зерном на Коче невском элеваторе, то Чикский элеватор сможет принимать только рядовое, продо вольственное зерно из всех хозяйств тако го крупного района, как Коченевский. И откроются большие возможности улуч шить работу с партиями ценных и сильных пшениц. Существующий порядок просто не гож. При нем чикские элеваторщики вы нуждены работать в одном складе и с рядо вым зерном, и с зерном, обладающим повы шенным содержанием клейковины. Смеши вание зерна никак, увы, не исключается... Специализация, если ее провести, поз волит резко увеличить производительность труда на элеваторах. На Чикском элева торе можно будет более эффективно ис пользовать автоподъемное хозяйство, ко торое отвлекается на приемку незначи тельного количества семенного зерна. Элеватор имеет линию, предназначенную для заготовки сортового семенного зерна, но она законсервирована. Специализация даст возможность основательно сократить простои автотранспорта. Организованнее, лучше, производительнее будет идти рабо та и на Коченевском элеваторе. Тихим, ласковым предвечерьем я поки даю контору Чикского элеватора. Кроны старых тополей, нависающих над крышей домика, источают запашок мягкой пыли, горчинку истомленной зноем листвы; тя нет с огородов во дворах теплынью, духо- витостью привядшей зелени и свежего се на. Уже в самом конце окраинной улицы села Прокудского оглядываюсь... Ах, до чего же величественен панорамный вид элеватора! Громады его бетонных корпу сов раскинулись вширь, словно поднялись из самой земли, а высокие башни, высве ченные бледно-золотистым светом заходя щего солнца, упираются в высокое, неж но-голубое небо. И чудится мне: они, эти элеваторы, на просторах родной земли си бирской, символизируют ее красоту, бо гатство и величие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2