Сибирские огни, 1987, № 9

много позже, когда практически все зер­ новые были вывезены на элеваторы, на­ ступили долгие, погожие дни. Но именно в период дождей на Чикский элеватор по-, ступало до двух тысяч тонн зерна в сут­ ки. Бывало, что к проходной прикатывало по две сотни грузовиков. Шли машины, конечно, непланомерно. Ночью зерно не поступало, только днем. Приемка велась напряженно, лихорадочно. Ведь не про­ стое это дело — приемка. На «обработ­ ку» каждой машины требуется время. Нужно отобрать пробу зерна на анализ, произвести взвешивание, принять зерно на автоподъемник, с автоподъемника пустая машина снова идет на весы, как говорят, — «отоваривается». Допустим, как минимум, на одну машину затрачива­ ется шесть минут. Тогда нетрудно подсчи­ тать — на обработку двухсот грузовиков уйдет, опять же как минимум, тысяча двести минут, а в сутках 1440 минут, все­ го-то навсего!.. Кстати, именно в сентябре и привезли только совхозы Коченевского района две тысячи шестьсот тонн воды и сора. Работа на Чикском элеваторе ус­ ложняется тем еще, что он ведет приемку и семенного зерна пшеницы, ячменя, овса, ржи. А с этим зерном надо работать по- особому тщательно. Ведь у каждой куль­ туры свои сорта. У каждого сорта — своя репродукция. Крепко затруднена работа с сортовым зерном на Чикском элеваторе еще и потому, что семенная станция экс­ плуатируется здесь без малого шестнад­ цать лет. Ее оборудование изношено так, что производительность семенной станции сейчас почти вполовину меньше расчет­ ной: Ячейки в триерах изношены до такой степени, что сор вообще не снимают. И работники станции вынуждены пропускать одно и то же зерно через триерные блоки по два, три раза. При этом, разумеется, перерасходуются энергия и труд. На рабо­ ту с семенным зерном отвлекается авто­ подъемное хозяйство. При приемке и от­ грузке создаются «пробки». Сушилка, за­ мечу, и семенная станция, — представить только! — находятся в одном помещении, а рядом... кочегарка. Опаснейшее соседст­ во! А совсем недалеко от Чика находится Коченевский элеватор. Одно время он то­ же производил комбикорма. Очень дороги­ ми они были. И неудивительно. На уста­ ревшем оборудовании смена из одиннад­ цати человек вырабатывала 50—60 тонн комбикормов. Для сравнения: смена из одиннадцати человек на Чикском заводе вырабатывает 300 тонн. Вот и возникает мысль: не пора ли заняться специализа­ цией работы элеваторов? Почему, скажем,, не сосредоточить всю заготовку семенного сортового зерна на Коченевском элевато­ ре? Тем более, что основные поставщики такого зерна расположены значительно ближе именно к этому элеватору, а не к Чикскому. Заметно сократятся расходы хозяйств на транспортировку. Это в част­ ности. Необходимо построить семенно­ очистительную станцию на Коченевском элеваторе? Но ведь это несложно! Необ­ ходимо, конечно, приложить усилия, раз- воротливость. А выгоды специализация сулит весьма значительные. Если нала­ дить работу с семенным зерном на Коче­ невском элеваторе, то Чикский элеватор сможет принимать только рядовое, продо­ вольственное зерно из всех хозяйств тако­ го крупного района, как Коченевский. И откроются большие возможности улуч­ шить работу с партиями ценных и сильных пшениц. Существующий порядок просто не гож. При нем чикские элеваторщики вы­ нуждены работать в одном складе и с рядо­ вым зерном, и с зерном, обладающим повы­ шенным содержанием клейковины. Смеши­ вание зерна никак, увы, не исключается... Специализация, если ее провести, поз­ волит резко увеличить производительность труда на элеваторах. На Чикском элева­ торе можно будет более эффективно ис­ пользовать автоподъемное хозяйство, ко­ торое отвлекается на приемку незначи­ тельного количества семенного зерна. Элеватор имеет линию, предназначенную для заготовки сортового семенного зерна, но она законсервирована. Специализация даст возможность основательно сократить простои автотранспорта. Организованнее, лучше, производительнее будет идти рабо­ та и на Коченевском элеваторе. Тихим, ласковым предвечерьем я поки­ даю контору Чикского элеватора. Кроны старых тополей, нависающих над крышей домика, источают запашок мягкой пыли, горчинку истомленной зноем листвы; тя­ нет с огородов во дворах теплынью, духо- витостью привядшей зелени и свежего се­ на. Уже в самом конце окраинной улицы села Прокудского оглядываюсь... Ах, до чего же величественен панорамный вид элеватора! Громады его бетонных корпу­ сов раскинулись вширь, словно поднялись из самой земли, а высокие башни, высве­ ченные бледно-золотистым светом заходя­ щего солнца, упираются в высокое, неж­ но-голубое небо. И чудится мне: они, эти элеваторы, на просторах родной земли си­ бирской, символизируют ее красоту, бо­ гатство и величие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2