Сибирские огни, 1987, № 9

Для птичьего молодняка — то же самое, но в иных соотношениях по питательности. В ПК-3 вводится больше соевого и под­ солнечного шрота, а мела — меньше. Для крупного рогатого скота — один вид ком­ бикормов, для быков-производителеи — другой. Поросятам необходим специальный вид кормов, для свиней — тоже. Некото­ рое представление о сложности производ­ ства комбикормов, строго разработанные рецептуры которых утверждаются област­ ным управлением хлебопродуктов, может дать такой факт. Для того чтобы произ­ вести 100 тонн комбикормов для птицы, в цехе предварительных смесей готовится 18 тонн смеси с вводом в нее множества компонентов. Беседуя с руководителем цеха предва­ рительных смесей Натальей Ивановной Михненко, я между прочим заметил: — Судя по всему, комбикорма пригото­ вить никак не проше, чем блюда в доброй столовой... Тем более, что ежесуточно нужно вырабатывать по три сотни тонн различных комбикормов... Это суждение Наталья Ивановна не подтвердила, но и не опровергла. Видимо, она с ним в принципе согласна. А это — весомо. Хотя бы потому, что по специаль­ ности Наталья Ивановна дипломированный повар-технолог, окончила техникум об­ щественного питания. Ну, а непростое де­ ло производства кормов осваивала здесь, на Чикском элеваторе, осваивала не то­ ропясь. Сначала работала силосницей, за­ тем — сменным мастером и, наконец, воз­ главила цех. Как ей работается? — Из цеха почти не выходим... — мрач­ новато сообщила Наталья Ивановна. И добавила, еще мрачнее:— Так за день ушомкаешься, что света белого не взви­ дишь!.. Сердито глянув на меня, пояснила: — Вся работа у нас, считай, вручную... Механизация — одно название. Даже раз­ грузку вагонов вручную производим. А ежемесячно по пятнадцать. шестнадцать вагонов сырья поступает... Вот и управляй­ ся с ними, как хочешь... — Так мехлопата же имеется! — Мехлопата? Горе это, а не мехлопа­ та. Поглядеть только: один человек за ры­ чаг тянет, другой саму лопату держит, по­ тому как без этого ее не протянуть по ва­ гону электроприводом. Ну, ладно, с гре­ хом пополам разгружаем. А как готовить смеси без просеивающих машин? Как мел сушить? Как обходиться без мошной дро­ билки?.. Трудновато приходится, — взды­ хает Наталья Ивановна. — Но мы стара­ емся, как можем, и в смену даем по двад- ■ цать тонн смеси, бывает, что и по трид­ цать!.. Это верно, только с каким' же перена­ пряжением даются трудовые показа­ тели, а все из-за того, что не создаются работникам цеха, как, впрочем, и всего завода, нормальные призводственные ус­ ловия, позволяющие интенсифицировать труд. С частыми поломками и остановка­ ми действуют нории и транспортеры, — основное оборудование вообще отработа­ ло все нормы и сроки. Значительно сни­ жается производительность из-за то­ го, в частности, что самотеки все время забиваются мякиной. Линии шелушения на комбикормовом заводе вообще нет, и зер­ но не шелушат... А это сказывается на качестве продукции. Очевидно, комбикормовый завод элевато­ ра нуждается в серьезной, основательной реконструкции. И чем скорее она будет проведена, тем лучше. Потребность хо­ зяйств агропрома и предприятий треста «Птицепром» в комбикормах по-настояще­ му не удовлетворяется и сегодня, а ведь завтра она неизмеримо возрастет, так как и птицефабрики, и совхозы нацелены на увеличение выпуска своей продукции. Странно, что это совершенно не принима­ ет во внимание областное . управление хлебопродуктов. А почему, все-таки? Да потому, что, как убеждает анализ работы элеватора, не имеет оно своей четко отра­ ботанной производственной политики. Жи­ вет управление, судя по всему, одним днем. День прошел, все обошлось, и — ладно. В управлении не могут не знать, что производство гранулированных ком­ бикормов, особенно для птицы, повышает питательность на 10—15 процентов. К тому же, гранулированные комбикорма надеж­ нее хранить, чем обычные, в силосах, не говоря уже о том, что их отгружать удоб­ нее и проще. Тогда почему, спрашивается, не налажено производство гранулирован­ ных комбикормов? На элеваторе отвечают: нет грануляторов. А они, как говорят канцеляристы, в наличии имеются, но без­ действуют, мертвым грузом лежат свыше десяти лет! Это ли не безответственность специалистов областного управления, при­ званных заниматься внедрением новой тех­ ники! Печатью безответственности, если уж говорить начистоту, отмечено и строитель­ ство самого комбикормового завода. Он был сдан в эксплуатацию в 1974 году, но в таком состоянии, что приступить к про­ изводству оказалось возможным лишь че­ рез два года! А цех предварительных сме­ сей строили до 1982 года. Невероятно? Од­ нако, увы, это — факт. Горе-заказчики и горе-строители так и не договорились: куда же сбрасывать канализационные — ливневые и производственно-бытовые во­ ды? И повели канализацию в сторону при­ емника очистительных сооружений Чикской птицефабрики. Но до этого приемника не дотянули более тысячи метров и работы прекратили. Теплоцентраль была так смон­ тирована, что уже в начале эксплуатации оказалась размороженной. С той поры и не действует. Сейчас на элеваторе толкуют; что, де­ скать, когда будут подведены вода, тепло и пар, то на первом этапе можно будет гранулировать процентов двадцать произ­ водимых комбикормов. Подумать толь­ ко! — об этом толкуют, рассуждают, пред­ полагают одиннадцать лет спустя после пуска завода! Понять работников элевато­ ра, конечно, можно. Они очень хотят ра­ ботать по-настоящему, с полной отдачей сил, хотят вырабатывать комбикорма в больших объемах и высокого качества. По­ тому что, присмотревшись, я понял: лю­ дей угнетает низкое качество комбикор­ мов, особенно предназначенных для птице­ фабрик. Знают они, что не от хорошей жизни произвели дополнительные затраты на Чикской фабрике, организовав по сути 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2