Сибирские огни, 1987, № 9

Израсходовал сто машинорейсов на пере­ возку с отделений на элеватор восьмисот Тонн воды и сора. В минувшем году совхоз «Кремлевский» по документам вроде как отправил на эле­ ватор 8.925 тонн зерна. Но в действитель­ ности, на одну тысячу сорок две тонны меньше, поскольку в зерне именно такое количество воды и мусора. Стоит вдумать­ ся и станет понятным: хозяйство в течение тридцати рабочих дней по три рейса в сут­ ки гоняло КамАЗ из Кремлевки в Прокуд- ское, доставляя... воду и мусор. «Шагалов- ский» совхоз вместе с зерном привез на эле­ ватор 691 тонну воды и сора. Только по разнице между отправленным количеством зерна и зачтенным хозяйство понесло свы­ ше восьми тысяч рублей убытка. А такой убыток по совхозу «Чикский» составил 9 тысяч 744 рубля! Однако материальные потери этими, для примера приведенными цифрами, не огра­ ничиваются. Ведь элеватор вынужден выво­ зить сор в отвалы, отвлекая на это свой транспорт, оплачивая работу своих груз­ чиков и шоферов, расходуя лимитирован­ ное горючее. Тут нельзя не подумать вот о чем. Если бы в совхозах того же Коченев- ского района имелись добротные очисти­ тельно-сушильные комплексы, по-хозяйски занимались очисткой и подработкой зерна, то, ясное дело, отходы оставлялись бы на токах; они бы пошли в дело, на нужды животноводства. Но нет ведь, не оставля­ ют, не могут вроде оставлять, увозят на элеватор вместе с зерном, а затем... поку­ пают эти отходы. Опять же расходуя сред­ ства. Стоит ли говорить, что при существую­ щей организации доставки зерна на эле­ ватор все время увеличивается потреб­ ность в автотранспорте, что идут деньги на оплату командированных, создается не­ разбериха и на токах... Пора принимать решительные меры, дабы выправить соз­ давшееся положение. Надо поставить на­ дежный заслон расточительству и поте­ рям. Ждать указаний «сверху» незачем. Нужна инициатива снизу, сами руководи­ тели хозяйств, главные специалисты обя­ заны, что называется засучив рукава, взяться за дело организации очистки и сушки зерна в период хлебоуборки. Об­ ластной и районные агропромы с энергией, достойной лучшего применения, в канун и в ходе страды «выбивают» транспорт, контролируют выполнение разнарядок на машины, выделять которые обязываются предприятия... Между тем, наведение по­ рядка на токах, организация умелой очист­ ки и сушки зерна в хозяйствах позволит резко снизить потребность хозяйств в привлекаемом на период уборки автотран­ спорте. Многие хозяйства, если не сказать сразу, что все, сумеют обходиться без привлеченных автомашин, хватит им и тех, что имеются в хозяйствах. Их эксплуата­ ция станет целесообразной, экономически выгодной. Не только в Коченевском рай­ оне, а — повсеместно. Факты, наблюдения убеждают меня в том, что взаимоотноше­ ния хозяйств с элеваторами и хлебоприем­ ными пунктами всюду такие же, как меж­ ду хозяйствами и Чикским элеватором. Так что проблема кардинальная. И ее на­ до . решать незамедлительно. Это подчер­ киваю. Давно уже пришло время пере­ смотреть, ставшее стереотипным, пред­ ставление о том, что выполнить первую заповедь значит немедленно, ни с чем не считаясь, доставить хлеб с полей на эле­ ватор. Создание в каждом хозяйстве доб­ ротных токов, сооружение складских поме­ щений, создание и организация четкой ра­ боты очистительно-сушильных комплексов окупится сторицей и — в кратчайшие сроки. Сельское хозяйство и предприятия хлебопродуктов, в целом государство по­ лучат от этого громадные экономические выгоды. 3 Валентина Федоровна Подколзина, с ко­ торой я беседовал, признаюсь — увлечен­ ный ее увлечением, свой элеватор знает как дом родной. А что удивительного? После окончания Алтайского политехни­ ческого института имени Ползунова, с дипломом инженера-технолога Валентина Федоровна стала работать на Чикском элеваторе в 1971 году, когда была «вытя­ нута» рабочая башня элеватора и возведе­ ны первый и третий корпуса. Так что, несмотря на свою молодость, она — вете­ ран производства. Только одному человеку по времени работы на элеваторе она усту­ пает, — Надежде Трофимовне Паршиной, хотя Надежда Трофимовна пришла в цех элеватора на два года позже. Странно? Нет. Все дело в том, что Надежда Трофи­ мовна принимала участие в строительстве самого элеватора. Волны житейского моря, как писали в старину, крепенько помотали Надежду Паршину. Они занесли ее, сиби­ рячку, аж на Дальний Восток. Там рыба­ чила Надежда Трофимовна, жила во Вла­ дивостоке. Все бы ничего, да только не­ удержимо тянула к себе родная сибирская земля. В конце концов Надежда Трофи­ мовна вернулась на родину, и — пода­ лась в строители. Овладела специально­ стями штукатура и маляра. Определилась в ПМК-16 и выпало ей строить Чикский элеватор. Закончив работу в ПМК, она осталась на элеваторе. Сначала работала мастером на складе сырья, а затем началь­ ником элеваторского караула. Должность, конечно, ответственная. Не скажешь, что спокойная, но ее, человека деятельного, динамичного, не устроила. Она пошла на производство, начальником элеваторного цеха. Попросту — начальником элеватора. Звание, конечно, громкое, — начальник! Ответственность за всех, кто в подчинении. Но специфика уж такая,— в кабинете на­ чальник элеваторного цеха не восседает, да и кабинета, считай, что нет. Дело начальни­ ка элеватора — прямая и непосредствен­ ная организация работ. Распоряжений и приказов в письменном виде он не дает. Во все вникает самолично. Поэтому с раннего утра до позднего вечера мотается начальник по своему производству. В од­ ном месте занимается ликвидацией аварии, в другом — налаживает работу смены, в третьем — организует выгрузку или раз­ грузку. Не стану перечислять все то, что приходится делать в течение дня, отмечу только, что частенько можно видеть На­ 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2