Сибирские огни, 1987, № 9
Евгений ЛУЧИНЕЦКИЙ Э Л Е В А Т О Р і П ишущие, те, что «с лейкой и блокно том», на элеваторы заглядывают редко. Разве что в осеннюю страду. Тогда, конечно, жизнь на элеваторах бур лит. И ведут к ним все дороги. С колхоз ных и совхозных токов спешат машины, груженные зерном. Обволакиваясь клубами пыли, катят они проселками; в дожди, с натужным ревом одолевают размытые кол добины, а выбравшись на бетонку, шумно несутся в потоке других грузовиков, — быстрее, как можно быстрее, — к элева тору! А там по-праздничному торжественно. Алые флаги на ветру. Всюду — у конто ры, над весовой, на дощатых заборах — красочные транспаранты. Из хриплых ди намиков на всю округу гремит бравурная музыка. К подъезду весовой — длиннющие колонны автомашин. Шум, гам, суета. Все торопятся, всем некогда, всех поджи мает время. С рассвета до полуночи, за частую и ночи напролет, круглые сутки, идет приемка хлеба, — напряженнейшая работа. У лаборантов и весовщиков — голова кругом. Конторские работники и кладовщики в запарке. В элеваторном це хе — предельная нагрузка. Проходит, однако, время. Мало-помалу спадает лихорадочный темп, — а это вер ный признак того, что страда в полях за вершается. Наконец, прикатят, разгрузятся и уже неторопливо покинут элеватор последние машины. Смолкнут динамики. Будут сняты флаги и транспаранты. И на элеваторе воцарится тишина. Какая-то особая, элеваторская тишина стойко окутает огромную территорию, об несенную деревянным забором, приземис тые, длиннющие и широченные склады, мо гучие, крепостного вида корпуса, высочен ные башни. Ощущение сонного покоя на элеваторе возникает и поздней осенью, и зимой, и веснами, но особенно сильно в знойный летний день. Но я-то знаю: тишина и покой на элеваторе обманчивы. Их просто нет. Круглый год на хлебоприемных предприя тиях идет напряженнейшая работа. Здесь, как говорится, жизнь бьет ключом. Она вскипает делами-заботами, проблемами и страстями. Эта жизнь, уверен, не может не вызвать общественной заинтересован ности уже по одному тому, что элевато ры — вместилища хлебного богатства, го сударственные закрома. На элеватор я отправился ранним утром. До него от станции Чик по окраинной улице села Прокудского десять, ну, пят надцать минут пешком. Одноэтажный до мик, обсаженный теперь уже старыми тополями. Их широченные кроны нависают над самой крышей, а домик уставился оконцами на подъезд к широким воротам элеватора, на высящуюся в отдалении насыпь железной дороги. Над входной дверью домика — потемневшая от вре мени, чуть приметная вывеска: «ЧИКСКИИ ЭЛЕВАТОР». Здесь, собственно, контора с комнатешками-кабинетами для бухгал терии, планового отдела и производствен но-технологической лаборатории. Тесно, скученно. По узкому коридорчику — вле во — приемная, и — директорский кабинет. — Привет, Михаил Иванович! — говорю, переступив порог кабинета. — А-а, опять к нам? — Опять... — Привет, привет! — привстает из-за стола директор, глядя на меня поверх сползших на переносицу очков. — Надолго? — Просто заглянул... И нужно мне сде лать кое-какие уточнения, посмотреть последние данные по комбикормовому за воду... — Вот и хорошо! — улыбается Михаил Иванович, характерным движением, — по рывисто и коротко, обеими руками разгла живая волосы, хотя, по правде, приглажи вать нечего, — волосы реденькие, напере чет, но стрижка у директора молодецкая, — «под бокс». — Я завсегда рад, — говорит он, снимая очки и выходя из-за стола. — Только дел вот — под завязку. Прямо закрутились! Годовой же ремонт идет. И проводим, за меть, своими силами. Нории отремонти руй, дозаторы, дробилки, самотеки, тран спортеры приведи в порядок, аппаратуру, приборы, механизмы наладь, чистку всех 147 6 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2