Сибирские огни, 1987, № 9
доклад на собрании начинался словами: «Благодаря вышестоящему руководству...» И так далее. Площадку перед домом за асфальтировали — благодаря вышестоя щим... Квартиру вы получили — благодаря вышестоящему правительству, Дети ваши бесплатно ходят в школу благодаря... Вот уж пенсию вам начислили опять благодаря кому-то. При такой-то^унижен но-благодарственно-потребительской обще ственной психологии, конечно же, чувство хозяина не могло развиться. Но я об этом не для того, чтобы еще раз указать на нега тивное пятно своего недавнего прошлого, а для того, чтобы предостеречь. Потому что и сегодня начинаем мельтешить: «благодаря директиве», «благодаря постановлению», «благодаря Пленуму»... А то еще: приез жает кто-нибудь из не шибко-то верхнего начальства к дояркам, механизаторам, со бирает их и говорит: вот, товарищи, реше ния верховных органов диктуют, чтобы ра ботать лучше, надаивать больше... Да ведь жизнь диктует работать лучше, сама жизнь, а не какой-то орган. Понимают ли это бу мажные перестройщики! Требование рабо тать лучше, честнее было во все века, при всех общественных формациях. Как бы вы глядело такое вот: приехал бы кто-нибудь в прошлом веке, к примеру, в сибирскую степ ную деревню Иудино, собрал там мужиков и давай говорить: вам, мужички, надо под нять выработку, пахать лучше, потому что... потому что такое требование самого, ну... Льва Николаевича Толстого. Хотя, мы зна ем 'по архивам, в Иудино многие крестьяне относились к Льву Николаевичу очень ува жительно, тем не менее насторожились бы. Ох, оказывается, не так-то просто отойти от иждивенческого мышления, чтобы не сверху ждать желаемых социальных пере мен, а от себя лично, от себя! Меня могут спросить: ну, а как там крас ноярские, абаканские, лесосибирские, ту ринские, дудинские... писатели? Что — тоже «благодаря»? Отвечу на этот вопрос так: мы хоть и не... «благодаря», но болевые точки, нервно, тревожно пульсирующие на физической и социальной карте нашего великого края, еще, к сожалению, не стали объектами творческого, писательского ос мысления, мы пока лишь собираем, как и вчера, негативные лоскуты, совсем не ведая, как из тех лоскутов станем кроить и шить одеяло надежды, способное согреть люд скую выстуженную душу. Мы пока, как и вчера, тешим себя показной смелостью: а вот я напишу правду, покажу! По-моему, правильнее будет не показывать правду, а жить ею, Правдой. Признаюсь: все, о чем я тут, в своих записках говорил, я говорил совсем не для того, чтобы кого-то наставить, вразумить, а единственно для того (цель я эту держал в тайне), чтобы укрепить свой не так уж сильный дух в отношении к жестким ре альностям. А на дворе, за окном, после оттепели между тем уж совсем-совсем оголилась, потемнела земля, к стеклу тополь тянет упругую ветку, на ней буренькие почки на бухли новой молодой жизнью. - Апрель 1987 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2