Сибирские огни, 1987, № 9

же теперь знаем, что растению также свой­ ственны боль и страх — о связи этой вот боли и страха с тем, что происходит с са­ мим человеком. С его психическим и нрав­ ственным разрушением. Связь эта, я думаю, безусловно существует. Ежедневно подходя к раненому дереву, к тысячам раненых де­ ревьев, чтобы усугубить эти раны ножами и разъедающей кислотой, он попадает в этакую' зону ужаса, безмолвного^ лесного крика, попадает в облучение лесной болью. Это не может не действовать на человека. Не отсюда ли тот разгульный, опустошен­ ный образ жизни, что я видел в деревне? Грозное предупреждение! Не настигнет ли природа своих истязателей? В городе ли, в тайге, на реке, в небе... Сливающие мазут в водоемы! Распыляющие яд на землю с самолетов! Пускающие лесные палы!.. Ду­ майте, думайте! Всякая птаха, ну, вон кедровка или дятел, чувствует с весны, какая будет новая зима! Травка — и то! Вон, к примеру, ягода еже­ вика, она очень обильно плодоносит в тот год, когда зиме быть бесснежной и лютой. Что? Чувствует возможную свою погибель и, естественно, стремится обильно, массово разродиться рясными плодами? Человек! Всемогущий! Мнящий! Ну-ка, а где твое вот такое же предвидение? Что? Пренебре­ жение чувствами растительного мира не несет ли за собой тот результат, что потом, через годы, мы испытываем на себе жесто­ кое отмщение? Я поделился своими размышлениями с учеными, с врачами. Они мне: ну, знаешь, это у тебя мистика. И редактор: про это пи­ сать — несерьезно. А мистика ли? По-мое­ му, это пример того, как мы опять пытаем­ ся уйти от решения проблемы на стадии ее глубинного истока. И еще пример. Есть у нас красивейший Сыдинский залив, это где река Сыда впада­ ла в Енисей, теперь в водохранилище. В этом заливе за последние годы из-за вмеша­ тельства человека развитие организмов ста­ ло таким, как было 2 миллиарда лет назад. Местный житель, остроум Матвей Егошин, пытается шутить: теперь, говорит, неизвест­ но, куда дальше пойдет, то ли еще назад, то ли вперед; если, говорит, вперед, то надо опасаться выхода на берег всевозможных донтов и завров. Шутка сквозь слезы. Там сейчас биофи­ зическая экспедиция исследует трагедию. А публицисты? Не был там никто. Не могу не указать еще на одну назре­ вающую глобальную проблему. Я уже говорил выше, что в одной дере­ веньке, где земля не отличается особо пло­ дородным гумусом, пятеро механизаторов объединились в подрядное звено по так на­ зываемой интенсивной технологии. В пер­ вый же сезон они сдали государству 5000 тонн пшеницы повышенного качества. Столько, сколько сдает обычно средний колхоз или совхоз. Выходит, один работник, дав тысячу тонн хлеба, способен прокор­ мить... Сколько человек? Тысячу? Две? Ес­ ли даже съедать, старому и малому, по две буханки в день. Выше я это рассмотрел как очень положительный факт, в плане, так сказать, раскрепощения хозяйской инициа­ тивы и выполнения Продовольственной про­ граммы. Теперь же — с другой стороны рассмот­ рим. И так... Соотношение: один к... тыся­ чам. Кстати, эти парни еще недовольны сво­ ей работой, они считают, что звено может выращивать пшеницы в полтора и в два ра­ за больше. Тогда уж будет... Что? Три, че­ тыре тысячи своих сограждан один прокор­ мит? Один, значит, будет делать ясное дело, тратя на него по 18 часов в сутки (да, по интенсивной технологии надо, . товарищи, вкалывать), а остальные... Остальные тыся­ чи... Ну, понятно, остальные, обеспеченные едой, будут ведь тоже чем-то заниматься. Будут шить, строгать, дымить, плавить, строить... Чтобы, значит, обеспечить этого одного всем необходимым. Это, конечно, так. Дел у них будет тоже много, найдут они себе дрла. А в основном, они будут бо­ роться. С гиподинамией, склерозом, диабе­ том, нервным перенапряжением, стрессами, с алкоголизмом, наркоманией, с проститу­ цией... Бороться за нравственность, за вы­ сокую идею, за радость в творчестве, за что угодно... Так вот... Хорошо ли, что мы (и весь мир) устраиваем так, что один на земле дает нам, сидящим над землей, целым тысячам, хлеб? Не исказит ли это нашу человеческую при­ роду? И вообще — все. Ведь чтобы одному на земле прокормить несколько тысяч, си­ дящих над землей, надо внести в землю очень и очень много химических добавок. А что это значит? Вдумаемся! Мы уже зна­ ем, что на юге нашего края уникальнейшие целебные озера — Шира, Учум, Татар­ ское...— куда стекают с полей при дожде эти добавки, уже становятся нецелебными, а ядовитыми! Знаем, американский фермер, поработавший по интенсивной технологии, давно не пьет воду из собственного колод­ ца, а ездит покупать ее в бутылках в мага­ зине (а мы все еще за эталон принимаем американскую деловитость). Не станем ли и мы ездить, ну, куда?.. Да вон на Байкал. Какой же тогда резон выйдет, где экономи­ ческий смысл, если один выращивает хлеб за счет химических добавок, а остальные строят заводы, чтобы производить эти до­ бавки, строят вагоны, чтобы возить эти до­ бавки, строят самолеты и выкапывают из земли горючее, чтобы летать за тысячи ки­ лометров на Байкал и возить оттуда этому сельскому трудяге водицу напиться в бу­ тылках... потом ведь при таком ходе дела и Байкал загадим. Тогда, что, в Антаркти­ ду за льдом? Или примемся проектировать и сооружать под высоким лозунгом сверх­ дорогие, сверхмощные очистительные уста­ новки? Время сладких иллюзий прошло! Только из общего беспокойства родится истинно новое мышление, соответственное положе­ нию наших дел сегодня на земле, в целом на планете. Два слова о несоответствиях в термино­ логии. Теперь уж никто не призывает по­ корять природу (это в годы моей юности так призывали), теперь говорим: «мы хозяе­ ва природы». Поняли наконец-то, что поко­ рять природу дико, противоестественно, ибо покоряют врага. Но ведь не больше смысла и в том, чтобы объявлять себя «хозяевами природы». Мы же сами малая часть ее. И еще. Помните, не так и давно, всякая победная заметка в газете, всякий победный 145 0 Сибирские огни № 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2