Сибирские огни, 1987, № 9
все-все понимаю, а сказать не знаю как. А ведь смешного тут ничего не было. Человек действительно может понимать, но понимать чувством, а чувство далеко не всегда (и это, может, хорошо) перекладывается на разговорный язык, иначе бы влюбленные не были молчунами. Нам привычны понятия «накопление знаний», «накопление практи ческого опыта», конечно же, удивимся, если кто поведет речь о накоплении чувств. Хо тя чувственный опыт существует, как и всякий другой, и, по моим наблюдениям, концентрируется в отдельных личностях с колоссальной мощью, это, по-моему, как раз то, что зовется интуицией; встречал я таких людей, даже без образования, они способ ны предвещать, но далеко не всегда могут объяснить то, что остро чувствуют, как го ворят, нутром берут. Вещуны! Помню, трамбовали мы в опалубках бе тон на каменном дне Енисея. Не было сом нения, что строим это на удивление, на ра дость потомкам, на века; и даже капсулу в. плотину закладывали: эй, вы там, в трид цатом веке, смотрите, будьте такими рачи тельными, как мы, так же умело, по-хозяй ски трудитесь! Побывал у нас в ту пору на объекте писатель из Перми Виктор Астафь ев. До него приезжали именитые писатели, солидировались с нами: правильно, удив ляйте потомков этих самых, которые!.. А этот совсем не именитый, Астафьев-то, он не понял нас совсем, и говорит: ну, ребят ки, вы действительно удивите потомков тем, что натворите с землей, с лесами, с рекой; расхлебывать будут они, бедные потомки. Мы отмахнулись. Мы-то верили специали стам, проектам... Хотя, честно сказать, иной раз придешь, бывало, с работы в общежи тие, кругом обвешанного плакатами, ля жешь на железную койку, начнешь засы пать, а червь сомнения тут как тут — гло жет, гложет. Ко мне приезжали товарищи из журнала, садились мы где-нибудь на ка мень или на бревешко подальше от грохота и чада машинного, беседовали, чем они ин тересовались, этим червячком сомнения? Тем, что нам наговорил какой-то дилетант Астафьев? Нет, они подвигали к другому: пафосу больше давай, этой высоты! Что тогда «внутрях» у Астафьева было? Что, опыт Камской? Да ничего у него не бы ло, я так считаю, было у него лишь только очень обостренное чувство беды, катастро фы, которое он еще не умел нам, в бетоне надсадно, с высоким, искренним энтузиаз мом прыгающим, объяснить, объяснить на шу работу, объяснить с той же ясностью — наглядностью, как это делали ученые-про ектанты и другие специалисты. Знаменитый наш начальник стройки, имев ший прямой провод с первыми лицами ЦК (а краевая власть к нему самому на прием приезжала), упрекал меня: «Ну, чего ты все выискиваешь, что пытаешься по-своему ду мать, когда уже все надежно обдумано и решено...» А редактор издательства так тот вообще зарезал рукопись «Енисейских тет радей» сразу и бесповоротно: нету-де у тебя истинного подвига, какие-то обычные мел кие труженики действуют... Я к тому, что публицистика проглядела Д44 целую эпоху в стадии зарождения, в стадии чувства или, точнее, предчувствия. Пост фактум! Явление, не замеченное на стадии чувства, или, вернее, замеченное, но мы от него отмахнулись, потому что оно, якобы, дескать, не ложится в наше умонастроение, — это не проясненное, сломленное чувство может вызреть не той мыслью, и уж сов сем не той практикой. Постфактум. При мемся отрабатывать назад. Полный! Приведу пример из прошлой осени. Побы вал я в тайге на берегах Кети, у вздым- щиков. Рабочие там передовые, сказали мне, по два да по три плана делают. И вот знакомлюсь я. Узнаю, что в деревне таеж ной, где живут эти самые передовые трудя щиеся с семьями и без семей, за последние три пятилетки никто своей естественной смертью не умер, хотя схоронили многих. Умирали смертью насильственной: утопился, застрелился, утопили, застрелили, повесил ся, замерз, потерялся в тайге и прочее. Все это, конечно, в том состоянии, в какое при ходят после безмерного длительного по требления... Да, когда уменьшили завоз вод ки в связи с постановлением, сообразитель ные передовики тут же переориентирова лись на сахарную брагу с добавкой каких- то крепких, оглушающего свойства трав; произрастающих на гнилых болотах. Вокруг, в одну сторону на десятки кило метров, в другую на десятки, стоит мертвый лес. Мертвый не только потому, что в нем нет никакой живности, а буквально мерт вый. Выжатый, обессоченный, обескровлен ный. Лишь на вершинах тощенькие хлысти ки зеленовато-буреньких веток. Это жуткое зрелище. А посередине река, известная всем по кар те, служившая в прошлые века коротким путем для лодочного перехода служилых казаков с Оби на Енисей, снабжавшая их рыбным довольствием, тоже почти мертвая, ничто на ней не плеснется. Да как же тут не запить! Я двое суток пробыл и то... Пригляделся я там, в тайге, к технологии работы вздымщика. У него этакие кривые ножи на длинном черенке, он подходит к дереву и наносит на стволе, высоко от зем ли, несколько рваных ран, этаких борозд. Потом прицепляет к стволу жестяную посу динку, куда стекает живица. Многие горо жане, очевидно, наблюдали это, выезжая по грибы. Через несколько дней рабочий воз вращается к этому дереву и теми же ножа ми подновляет раны. Так все лето. А чтобы раны не затягивались и чтобы живица тек ла скорее, он впрыскивает в них разные кислоты. Так дерево обессочивается, обес кровливается очень быстро, у рабочего по лучается высокая выработка, высокий зара боток. Дерево засыхает на корню задолго до того, как сюда, на этот участок тайги, явятся лесорубы. Лесорубы в свой срок, ко нечно, приходят, берут древесину, миллио ны кубометров, но дом, построенный из этой древесины, сгнивает в несколько раз быстрее, чем если бы он был сделан из де рева, в котором взяли живицу не таким убыстренным способом, не так варварски. Но я не об этом хотел. Я о том... То есть о связи... О связи той боли живому дереву, живой тайге, что причиняет человек, выби рая капля по капле древесную кровь,— мы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2