Сибирские огни, 1987, № 9
капитанам цветной металлургии, чрезвы чайно краток. Он не может дать достаточ ной экологической подготовки. И такая кар тина — во всех наших вузах. Вторая проб лема экологическая неподготовленность большинства преподавателей других ка федр. Потому что многие совершенно иск ренне считают, что охрана природы — это дело кафедры охраны природы, и только. А наше, мол, дело —дать технологию. Тех нологию, как правило, старую, которая двадцать—тридцать лет работала и усовер шенствована лишь в части достижения большого экономического эффекта... Мы их учим по очень хорошему учебнику, совмест но созданному учеными нашей страны и ГДР. Учим экологическому подходу к любо му явлению, любой практической деятель ности. Но вот приезжает студент на прак тику на Норильский горно-металлургиче ский комбинат и узнает, что из-за несовер шенства технологии это предприятие за по следнюю пятилетку только одного леса в радиусе более 300 километров загубило около ПОЛУМИЛЛИАРДА кубометров!.. И вся наша экологическая подготовка — насмарку. Такой вот шел разговор за «круглым столом». Читатель, думаю, представит себе ситуацию. К фактам, составляющим жутко ватую картину, добавлю еще такой вот при мер: по нашему печально знаменитому КАТЭКу, который принято именовать строй кой двух веков — нынешнего и будуще го,—действуют одиннадцать научных про грамм, в каждой программе задействовано до 15-ти научно-исследовательских и про ектных институтов, эти учреждения никак не могут найти стыковку между своими разработками в рамках лишь одной про граммы (только одной своей програм мы!) — а что уж говорить о стыковке, о согласовании в действиях межпрограм мных?! Странно, нет программы, нет моде лей, а стройки идут полным ходом — и на КАТЭКе, и на реках. Полвека назад первый председатель Гос плана СССР академик Глеб Максимилиано вич Кржижановский на одном из заседа ний комиссии, обсуждавшей то, как осваи вать Сибирь, произнес такие вот слова: «Вопрос об использовании богатств Сибири и об утилизации этих богатств — это даже не вопрос СССР, а вопрос мирового поряд ка... Всякое сопротивление под флагом рентабельности расчетов сегодняшнего дня и на основе сегодняшней конъюнктуры есть прямое непонимание того, в какую игру сил мы вовлечены...» Вернемся к «Круглому столу». Никто не решился ответить (из тех, кто должен был ответить), на сколько про центов воздух в городе загрязнен, чего в нем больше, того, чем принято дышать, или того, что обычно отплевывают. Было произнесено сумрачное «секрет», на которое кто-то из публики в задних ря дах прореагировал коротким невеселым смешком: нечто вроде «гы-гы-э». После то го все сидевшие в зале и вокруг стола люди поднялись и так как мероприятие-то уже закончилось, пошли в гардероб одеваться. Я же продолжал сидеть в полуосвещенном опустевшем зале и думал. Что произошло? Ничего не произошло"? Вот ведь: люди, как ни в чем не бывало, пошли одеваться. Внешне они ничем будто не обеспокоились, не оскорбились. Ну, подумаешь, важность, что ученые не ответили. Ведь все же зна ют, что про это нельзя отвечать. А в городе между тем ходят серьезные слухи. И врачи говорят. Во столько-то раз увеличился са харный диабет у детей. Фтор разъедает глаза. Где-то смертельные случаи. А это уж острое респираторное!.. И прочее. Но — все понимают: про это официально нельзя. По- нимать-то они понимают, но что понесли они в своих душах? Им не захотели ска зать того, для чего, собственно, и позвали: вопрос-то обсуждался о влиянии человека на окружающую среду и наоборот. Вот, ду мал я, они идут по улице — какое у них со стояние в душе? Я, как публицист, должен знать. Вот они пришли домой, в семью — опять же о состоянии их души я должен знать. Дальше — чувства и умонастроение тех членов семьи или соседей, кому они рас сказали. Дальше — с каким настроением те и другие придут завтра в цех, приступят к работе, ну, станут делать комбайны, холо дильники, телевизоры и... что там еще? И про то, каким выйдет этот комбайн, этот те левизор, этот экскаватор... не окажется ли он тем, какой остановит на линии госпри- емка?.. Знать, знать. И про то, как среагиру ет наш герой, участник «круглого стола», когда к нему придут ответственные товари щи с призывами о нравственной перестрой ке, дескать, давайте во всем будем следо вать правде, чтобы, дескать, больше искрен ности, доверительности, света было в нашей повседневной жизни. Как он, наш герой, на это... на эти правильные, очень хорошие сло ва станет реагировать, сожмется у него ду ша или раскроется навстречу? Вот, вот, про это надо сегодня писать, думал я, сидя в по кинутом зале, про это, то есть про ту изна чальную волну, с которой берет свое зарож дение грозный девятый вал в океане нашей социальной жизни. За интуицией идет чув ство, за чувством мысль, за мыслью прак тика... От практики или беда или радость, в зависимости... Ну, то есть... Понятно, логич но я рассуждаю? Чем глубиннее чувство, доброе ли, недоброе, тем будет выше волна мысли, волна практики, опять же доброй или недоброй. Эффект девятого вала. За кон. Сокрытие правды есть худший вид соци ального пессимизма, .который способен на нести необратимый урон идеологии и всей практике. «Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору» (Твардовский). И думаю я вот. Чувственное освоение со бытий — привилегия художественной про зы. А освоение событий на уровне чувства, то есть на стадии их зарождения, то есть в стадии «допрактической», «домысленной», это чья привилегия? Не публицистики ли? То-то вот и оно. В свое время мы подсмеивались над про стоватым человеком, который, не умея по добрать слова и сконцентрировать мысль, растерянно моргая глазами, говорил: вот 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2