Сибирские огни, 1987, № 9
Как же это наивно считать, что духов ное удовлетворение можно получать толь ко от труда де интеллектуального! Интел лект — он в каждой работе, если душа к делу не глуха. «Литературка» опубликова ла замечательный снимок: семья, выпека ющая на продажу лепешки; по вдохнов ленным лицам — не лепешечники они, а поэты. Удивительные ведь трудовые качест ва в человеке! Год назад пятеро парней вяловато, с позевотой ходили на работу, вяловато садились на тракторы, вялова то, по команде начальства, пахали, сеяли, удобряли... Когда на их поле вызревал урожай пшеницы в восемнадцать центне ров, им говорили: «Во, молодцы, постара лись!»— и посылали к фотографу, чтобы карточку на Доску почета поместить. Без радости взирали парни на свои скучные физиономии на этой доске, мокнущей под дождем; и все остальные селяне пробегали мимо пожелтевших карточек передовиков равнодушно. И вот... сменили структуру организации труда. Всего-то лишь! Позволили парням быть сразу и полеводами, и тракториста ми, и комбайнерами, химиками, экономис тами и... И заодно и верховной властью на своей ниве им было позволено быть. В первую же осень подрядное звено сняло со своего земельного надела такой урожай, что смогло продать государству, а, точнее, в свой же совхоз, пять тысяч тонн зерна повышенного хлебопекарного качества. По тысяче тонн на брата. Столь ко, сколько обычно продает средний кол хоз или совхоз, где в штате сотни человек и где главные специалисты стонут от не хватки рабочих рук и зазывают людей из города. Об этом факте, кстати, уже сооб щалось не раз в прессе, таких фактов по Сибири завтра, думаю, будут сотни, ты сячи, к тому тенденция. Важно помнить, что форм труда, дающих раскрепощение души и интеллекта, мож но находить (что из прошлого народного опыта, что из сегодняшней науки) беско нечные множества, лишь при этом избе гать бы насильственного поощрения од них форм в ущерб другим. Пусть поощря ет сам выработанный продукт. Ох, газеты частенько пишут о деревне в тоне окрика, давления, забыв ленинское: «Те представители Советской власти, ко торые позволяют себе употреблять не только прямое, но хотя бы и косвенное принуждение в целях присоединения крестьян к коммунам, должны подвер гаться строжайшей ответственности...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 38, с. 208). Повторюсь: в документальном теле фильме «Архангельский мужик» выражен герой как нельзя лучше типический. Тос кующий по широкой, свободной работе. Чувствующий духовную сладость от дел своих хозяйских. К сожалению, типическая и обстановка: то же непонимание, притеснение, подозре ние... Не изменили пока, нет, мы своего мне ния по отношению к тем сельским жите лям, которые продукцию из своего лично го хозяйства реализуют на рынке. Говорим: вот ведь, по четыре рубля кило мяса про дают. Обогащаются! Но не слышал я, не слышал в своих по ездках по разным местам, чтобы слово «обогащается» применялось, когда речь заходит о механизаторе, животноводе, специалисте совхоза. Не слышал, хотя, знаем все, что совхозное, колхозное мясо куда дороже рыночного. Средняя себесто имость килограмма мяса по сибирскому региону, зн^ем мы, — выше пяти рублей. Знаем крупные совхозы, где себестоимость производимой говядины — восемь рублей килограмм. Прошлым летом в совхозе «Отрокский», располагающемся на густотравных берегах Сыды (Идринский район) разговорился я на крылечке с пожилым человеком, сорок лет отработавшим учителем в местной школе, теперь, после выхода на пенсию, исполнявшим обязанности секретаря пар тийной организации совхоза. Кузьма Сте панович живо рассказывал о соцсоревно вании на фермах, о механизациях, о пере довиках, лекциях, политднях, о перевы полнении по привесам... Я спросил: а себестоимость этих приве сов какова? Мой собеседник, совестливый человек, вдруг засмущался. Оказалось: двенадцать (двенадцать!) рублей — себестоимость килограмма го вядины. Как тонну произведут, соревну ющиеся за премии и за красный вымпел совхозные трудящиеся, так десять тысяч чистого убытку. Как сто тонн произведут, так... Смысл-то политдней, лекций, соревнова ний?.. Центральная усадьба животноводческого совхоза «Отрокский» — старинное село От рок. Основали его когда-то переселенцы из России, срубив избы и амбары при слия нии двух горных рек. Очень красивое мес то. Тут же, недалеко, впадают в быстро струйную Сыду другие небольшие речки, обводняя луга и пашни. Было много ры бы, ягоды, а главное — вольные выпаса. К нынешнему веку село разрослось в не сколько длинных улиц. Посередке, на воз вышение, церковь богатая, видная с даль них пашен. Урожаи на хлеб хорошие, а уж о мясе, масле, медах и говорить было не чего. Сюда везли из города жатвенные ма шины. Для справки: Россия в 1900— 1910 годы по приросту валовой продукции сельского хозяйства обгоняла США, а тем пы развития промышленности были в два с половиной раза выше американских. («Дон», 1987, № 3, с. 99). Крепкие, многолошадные мужики (а многолошадным был всяк, кто не ленив) вышли из Отрока на таежную тропу встре чать отряд красных партизан, идущих че рез горы, снабдили партизан мукой, мясом, дав им наказ бережливее защищать Сове ты... Для справки: в 20-е годы прирост вало вой сельскохозяйственной продукции в России поднялся до 19 процентов, а в Сибири после освобождения от колчаков цев— значительно выше. («Дон», 1987, № 3, с. 100). Но... Тех всех, кто был многолошадным, конечно, как и везде, не пожаловали. Была команда (вон откуда еще началось-то: на местах самим не думать, не рассуждать), 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2