Сибирские огни, 1987, № 9

Как же это наивно считать, что духов­ ное удовлетворение можно получать толь­ ко от труда де интеллектуального! Интел­ лект — он в каждой работе, если душа к делу не глуха. «Литературка» опубликова­ ла замечательный снимок: семья, выпека­ ющая на продажу лепешки; по вдохнов­ ленным лицам — не лепешечники они, а поэты. Удивительные ведь трудовые качест­ ва в человеке! Год назад пятеро парней вяловато, с позевотой ходили на работу, вяловато садились на тракторы, вялова­ то, по команде начальства, пахали, сеяли, удобряли... Когда на их поле вызревал урожай пшеницы в восемнадцать центне­ ров, им говорили: «Во, молодцы, постара­ лись!»— и посылали к фотографу, чтобы карточку на Доску почета поместить. Без радости взирали парни на свои скучные физиономии на этой доске, мокнущей под дождем; и все остальные селяне пробегали мимо пожелтевших карточек передовиков равнодушно. И вот... сменили структуру организации труда. Всего-то лишь! Позволили парням быть сразу и полеводами, и тракториста­ ми, и комбайнерами, химиками, экономис­ тами и... И заодно и верховной властью на своей ниве им было позволено быть. В первую же осень подрядное звено сняло со своего земельного надела такой урожай, что смогло продать государству, а, точнее, в свой же совхоз, пять тысяч тонн зерна повышенного хлебопекарного качества. По тысяче тонн на брата. Столь­ ко, сколько обычно продает средний кол­ хоз или совхоз, где в штате сотни человек и где главные специалисты стонут от не­ хватки рабочих рук и зазывают людей из города. Об этом факте, кстати, уже сооб­ щалось не раз в прессе, таких фактов по Сибири завтра, думаю, будут сотни, ты­ сячи, к тому тенденция. Важно помнить, что форм труда, дающих раскрепощение души и интеллекта, мож­ но находить (что из прошлого народного опыта, что из сегодняшней науки) беско­ нечные множества, лишь при этом избе­ гать бы насильственного поощрения од­ них форм в ущерб другим. Пусть поощря­ ет сам выработанный продукт. Ох, газеты частенько пишут о деревне в тоне окрика, давления, забыв ленинское: «Те представители Советской власти, ко­ торые позволяют себе употреблять не только прямое, но хотя бы и косвенное принуждение в целях присоединения крестьян к коммунам, должны подвер­ гаться строжайшей ответственности...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 38, с. 208). Повторюсь: в документальном теле­ фильме «Архангельский мужик» выражен герой как нельзя лучше типический. Тос­ кующий по широкой, свободной работе. Чувствующий духовную сладость от дел своих хозяйских. К сожалению, типическая и обстановка: то же непонимание, притеснение, подозре­ ние... Не изменили пока, нет, мы своего мне­ ния по отношению к тем сельским жите­ лям, которые продукцию из своего лично­ го хозяйства реализуют на рынке. Говорим: вот ведь, по четыре рубля кило мяса про­ дают. Обогащаются! Но не слышал я, не слышал в своих по­ ездках по разным местам, чтобы слово «обогащается» применялось, когда речь заходит о механизаторе, животноводе, специалисте совхоза. Не слышал, хотя, знаем все, что совхозное, колхозное мясо куда дороже рыночного. Средняя себесто­ имость килограмма мяса по сибирскому региону, зн^ем мы, — выше пяти рублей. Знаем крупные совхозы, где себестоимость производимой говядины — восемь рублей килограмм. Прошлым летом в совхозе «Отрокский», располагающемся на густотравных берегах Сыды (Идринский район) разговорился я на крылечке с пожилым человеком, сорок лет отработавшим учителем в местной школе, теперь, после выхода на пенсию, исполнявшим обязанности секретаря пар­ тийной организации совхоза. Кузьма Сте­ панович живо рассказывал о соцсоревно­ вании на фермах, о механизациях, о пере­ довиках, лекциях, политднях, о перевы­ полнении по привесам... Я спросил: а себестоимость этих приве­ сов какова? Мой собеседник, совестливый человек, вдруг засмущался. Оказалось: двенадцать (двенадцать!) рублей — себестоимость килограмма го­ вядины. Как тонну произведут, соревну­ ющиеся за премии и за красный вымпел совхозные трудящиеся, так десять тысяч чистого убытку. Как сто тонн произведут, так... Смысл-то политдней, лекций, соревнова­ ний?.. Центральная усадьба животноводческого совхоза «Отрокский» — старинное село От­ рок. Основали его когда-то переселенцы из России, срубив избы и амбары при слия­ нии двух горных рек. Очень красивое мес­ то. Тут же, недалеко, впадают в быстро­ струйную Сыду другие небольшие речки, обводняя луга и пашни. Было много ры­ бы, ягоды, а главное — вольные выпаса. К нынешнему веку село разрослось в не­ сколько длинных улиц. Посередке, на воз­ вышение, церковь богатая, видная с даль­ них пашен. Урожаи на хлеб хорошие, а уж о мясе, масле, медах и говорить было не­ чего. Сюда везли из города жатвенные ма­ шины. Для справки: Россия в 1900— 1910 годы по приросту валовой продукции сельского хозяйства обгоняла США, а тем­ пы развития промышленности были в два с половиной раза выше американских. («Дон», 1987, № 3, с. 99). Крепкие, многолошадные мужики (а многолошадным был всяк, кто не ленив) вышли из Отрока на таежную тропу встре­ чать отряд красных партизан, идущих че­ рез горы, снабдили партизан мукой, мясом, дав им наказ бережливее защищать Сове­ ты... Для справки: в 20-е годы прирост вало­ вой сельскохозяйственной продукции в России поднялся до 19 процентов, а в Сибири после освобождения от колчаков­ цев— значительно выше. («Дон», 1987, № 3, с. 100). Но... Тех всех, кто был многолошадным, конечно, как и везде, не пожаловали. Была команда (вон откуда еще началось-то: на местах самим не думать, не рассуждать), 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2