Сибирские огни, 1987, № 9
размах... с уменьем быть толковым и гра мотным торгашом...» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т. 45, с. 372—373). Отвлекся я от конкретного совхоза, а мо жет, и не отвлекся. Вопрос все о том же человеческом факторе. Источник силы и слабости, духа и безду ховности в самом человеке, только в нем, кому же это неясно. И, подступаясь со стороны расчищать этот источник, пригля дываться бы надо всегда, очень вниматель но приглядываться, дабы не засыпать его еще пуще тем же наносным песком, переки дывая в запыханности с места на место ло- патами-то. Новые дополнительные клубы, Дворцы культуры, сельские театры (сейчас ведь вы нашивается мечта и о театрах по селам) — все это может остаться далеко в стороне от действительного потока жизни как памят ники нашей опять же наивности и поспеш ности, стремление что-то одолеть единым скорым скачком. При мне приехал в совхоз лектор, специа лизирующейся, так сказать, по атеизму. «Ну,— сказал весело он, собрав народ.— Кто еще у вас тут, в век спутников и ракет, в бога верит? Сигнал имею, что есть еще среди вас такие, в дурмане. Тяжелое за блуждение...» После этого он поискал опытным взгля дом по первым рядам, остановился на Ни колае Вилине, сидевшем взбодренно, рас пространявшем специфический дух. «Вот он, вижу, ни в бога, ни в лешего не верит, а живет, и ничего ему, не жалу ется!..» «Жалуемся! — выкрикнул кто-то из дружков Николая.— Завозить в магазин меньше стали... Ущемление личности!.. Имям-то, которые в религиозном дурмане... имям-то, в темноте, что, имям не требуется, а нам-то разве...» В этом подтаежном районе в тридцатом году при плужке да лошаденке под пашней было шестьдесят тысяч гектаров земли, те перь же, при «Кировцах» да самолетах (пропалывают-то с неба), да при лекторах, да при общем среднеобразовательном — только двадцать тысяч гектаров, а осталь ные пашни густо, уже безвозвратно мелко лесьем забило... Ясно, перестраиваться, значит: раскрепо щать социальную, нравственную силу в са мом себе, в народе. Очень примечателен «Архангельский мужик», прошедший по те левидению (хоть и сокращенный). Такие Сивцевы есть в каждом районе, публицист Анатолий Стреляный обратил наше внима ние на фигуру весьма и весьма типичную. Я вижу это в своем сибирском регионе, ви жу и убеждаюсь: да, это так. Далекий ар хангельский угол и мой вот Красноярский край — они будто рядом, будто и межи ни какой не имеют. Пришел ко мне рабочий с завода «Сиб- тяжмаш», что на правобережье Краснояр ска. Скажу, рабочий высшей квалификации, владеет он отлично десятком профессий: он же и слесарь, и станочник, и механик, и столяр... Таких у нас в Дивногорске, помню, на участке «Спецгидроэнергомонтаж» назы вали богами. Хотя внешне они совсем не походили на богов: ни светящегося нимба, ни-самомнения, ни твердого шага. Вот и этот «бог»: небольшого ростика, скромное выражение лица, сероватые волосы. Лет ему этак сорок. Надоело, говорит бог, в дымном городе, и жене надоело, она прибаливает. Задумали они переехать в деревню. Побывал он в не скольких совхозах, побеседовал с директо рами, те с удовольствием берут его к себе, но не соглашаются дать ему то, чего он хо чет. А хочет он того, чтобы не мешали ему самому себе создать такие условия рабо ты, при которых бы он смог применить все свои профессии сразу. — Как это? — теряются руководители. — А так... От вас ничего не потребуется. От вас, от конторы — лишь бы не препятст вовали... Понимаете, бог, на то он и бог, что в от личие от всех прочих он не просит создать ему условия, а просит, чтобы только не ме шали ему самому создавать себе эти самые рабочие условия для полного своего профес сионального, нравственного и гражданского самовыражения. Руководители, сбитые с привычного, отве чают ему: токарем — берем, столяром — бе рем, механиком — берем, а чтобы сразу тем, другим, и третьим, и десятым — извини, не можем, не можем... Чем это не похоже на вышеописанный случай с коровами: одну держишь — хоро шо, тебя хвалят, поощряют, а десять —- по дозрительно, не наш дух. В честном, умно написанном романе Ла рисы Кравченко «Пейзаж с эвкалиптами», опубликованном в позапрошлом году в «Си бирских огнях», по-моему, близком к до кументальности, описана горькая судьба одного русского советского человека, зане сенного сложными обстоятельствами в по слевоенное время в Австралию. -Взял его к себе на временную работу фермер, полагая, что делать он будет, как и другие наемные, бродячие, что-то и кое-как. А русский чело век в первую же неделю забрал себе в руки чуть ни все фермерские работы. Фермер не нарадуется и платить ему стал, конечно, со ответственно. И когда, через два года, надо бціло уже расставаться, фермер очень жа лел, не хотел отпускать. Что, у нашего совхозного руководителя совсем не те интересы, что у австралийского фермера? А почему, собственно, не те? Представим: удастся нам с помощью об щественности внушить той семье, что содер жит десять коров во дворе,—это не наш дух и... что? И того передового шофера принудим по верить, что приплод от опоросившейся мат ки не распродавать, а оставлять весь у себя в хлеву, во дворе, потом, радуясь, выращи вать их, поросят этих, следить, как они, ро зовотелые, прибавляют в весе, бегать после работы (после работы!) вечерами, с коро мыслом и ведрами по соседним многоэтаж кам, собирая пищеотходы,— внушим, что это все нехорошо, очень даже некрасиво для советского трудящегося... Принудим, вну шим и... что? Представим: приедет рабочий с «Сибтяж- маша» в какое село, дадут ему работу уз кую, одностороннюю (от сих до сих), всем сельским начальством и бухгалтерией же стко (у нас нежестко не могут) контроли руемую, он день потерпит, похмурится, по крутит затравленно головой, два дня потер пит, неделю, а потом и... Закручинится. 131 5 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2