Сибирские огни, 1987, № 9

размах... с уменьем быть толковым и гра­ мотным торгашом...» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т. 45, с. 372—373). Отвлекся я от конкретного совхоза, а мо­ жет, и не отвлекся. Вопрос все о том же человеческом факторе. Источник силы и слабости, духа и безду­ ховности в самом человеке, только в нем, кому же это неясно. И, подступаясь со стороны расчищать этот источник, пригля­ дываться бы надо всегда, очень вниматель­ но приглядываться, дабы не засыпать его еще пуще тем же наносным песком, переки­ дывая в запыханности с места на место ло- патами-то. Новые дополнительные клубы, Дворцы культуры, сельские театры (сейчас ведь вы­ нашивается мечта и о театрах по селам) — все это может остаться далеко в стороне от действительного потока жизни как памят­ ники нашей опять же наивности и поспеш­ ности, стремление что-то одолеть единым скорым скачком. При мне приехал в совхоз лектор, специа­ лизирующейся, так сказать, по атеизму. «Ну,— сказал весело он, собрав народ.— Кто еще у вас тут, в век спутников и ракет, в бога верит? Сигнал имею, что есть еще среди вас такие, в дурмане. Тяжелое за­ блуждение...» После этого он поискал опытным взгля­ дом по первым рядам, остановился на Ни­ колае Вилине, сидевшем взбодренно, рас­ пространявшем специфический дух. «Вот он, вижу, ни в бога, ни в лешего не верит, а живет, и ничего ему, не жалу­ ется!..» «Жалуемся! — выкрикнул кто-то из дружков Николая.— Завозить в магазин меньше стали... Ущемление личности!.. Имям-то, которые в религиозном дурмане... имям-то, в темноте, что, имям не требуется, а нам-то разве...» В этом подтаежном районе в тридцатом году при плужке да лошаденке под пашней было шестьдесят тысяч гектаров земли, те­ перь же, при «Кировцах» да самолетах (пропалывают-то с неба), да при лекторах, да при общем среднеобразовательном — только двадцать тысяч гектаров, а осталь­ ные пашни густо, уже безвозвратно мелко­ лесьем забило... Ясно, перестраиваться, значит: раскрепо­ щать социальную, нравственную силу в са­ мом себе, в народе. Очень примечателен «Архангельский мужик», прошедший по те­ левидению (хоть и сокращенный). Такие Сивцевы есть в каждом районе, публицист Анатолий Стреляный обратил наше внима­ ние на фигуру весьма и весьма типичную. Я вижу это в своем сибирском регионе, ви­ жу и убеждаюсь: да, это так. Далекий ар­ хангельский угол и мой вот Красноярский край — они будто рядом, будто и межи ни­ какой не имеют. Пришел ко мне рабочий с завода «Сиб- тяжмаш», что на правобережье Краснояр­ ска. Скажу, рабочий высшей квалификации, владеет он отлично десятком профессий: он же и слесарь, и станочник, и механик, и столяр... Таких у нас в Дивногорске, помню, на участке «Спецгидроэнергомонтаж» назы­ вали богами. Хотя внешне они совсем не походили на богов: ни светящегося нимба, ни-самомнения, ни твердого шага. Вот и этот «бог»: небольшого ростика, скромное выражение лица, сероватые волосы. Лет ему этак сорок. Надоело, говорит бог, в дымном городе, и жене надоело, она прибаливает. Задумали они переехать в деревню. Побывал он в не­ скольких совхозах, побеседовал с директо­ рами, те с удовольствием берут его к себе, но не соглашаются дать ему то, чего он хо­ чет. А хочет он того, чтобы не мешали ему самому себе создать такие условия рабо­ ты, при которых бы он смог применить все свои профессии сразу. — Как это? — теряются руководители. — А так... От вас ничего не потребуется. От вас, от конторы — лишь бы не препятст­ вовали... Понимаете, бог, на то он и бог, что в от­ личие от всех прочих он не просит создать ему условия, а просит, чтобы только не ме­ шали ему самому создавать себе эти самые рабочие условия для полного своего профес­ сионального, нравственного и гражданского самовыражения. Руководители, сбитые с привычного, отве­ чают ему: токарем — берем, столяром — бе­ рем, механиком — берем, а чтобы сразу тем, другим, и третьим, и десятым — извини, не можем, не можем... Чем это не похоже на вышеописанный случай с коровами: одну держишь — хоро­ шо, тебя хвалят, поощряют, а десять —- по­ дозрительно, не наш дух. В честном, умно написанном романе Ла­ рисы Кравченко «Пейзаж с эвкалиптами», опубликованном в позапрошлом году в «Си­ бирских огнях», по-моему, близком к до­ кументальности, описана горькая судьба одного русского советского человека, зане­ сенного сложными обстоятельствами в по­ слевоенное время в Австралию. -Взял его к себе на временную работу фермер, полагая, что делать он будет, как и другие наемные, бродячие, что-то и кое-как. А русский чело­ век в первую же неделю забрал себе в руки чуть ни все фермерские работы. Фермер не нарадуется и платить ему стал, конечно, со­ ответственно. И когда, через два года, надо бціло уже расставаться, фермер очень жа­ лел, не хотел отпускать. Что, у нашего совхозного руководителя совсем не те интересы, что у австралийского фермера? А почему, собственно, не те? Представим: удастся нам с помощью об­ щественности внушить той семье, что содер­ жит десять коров во дворе,—это не наш дух и... что? И того передового шофера принудим по­ верить, что приплод от опоросившейся мат­ ки не распродавать, а оставлять весь у себя в хлеву, во дворе, потом, радуясь, выращи­ вать их, поросят этих, следить, как они, ро­ зовотелые, прибавляют в весе, бегать после работы (после работы!) вечерами, с коро­ мыслом и ведрами по соседним многоэтаж­ кам, собирая пищеотходы,— внушим, что это все нехорошо, очень даже некрасиво для советского трудящегося... Принудим, вну­ шим и... что? Представим: приедет рабочий с «Сибтяж- маша» в какое село, дадут ему работу уз­ кую, одностороннюю (от сих до сих), всем сельским начальством и бухгалтерией же­ стко (у нас нежестко не могут) контроли­ руемую, он день потерпит, похмурится, по­ крутит затравленно головой, два дня потер­ пит, неделю, а потом и... Закручинится. 131 5 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2