Сибирские огни, 1987, № 9
являя каждому, какой у кого «зарплатный» минус. Соглашались, что это, конечно, не ладно, когда «мину», но, что тут, дескать, поделаешь, это не от них зависит, а сверху, на то есть объективные причины. !— Мы уж так привычны. Мы уж как все,— отвечали они, уводя глаза. И я понял: охоты переменять что-то в своей ленивой, обеспеченной жизни у сов- хозников-убыточников совсем не наблюда ется. Совсем, совсем не просто сдвинуть с точки их вот эту коллективную, печатями заштам пованную, лозунгами увитую, иждивенче скую психологию, если еще к тому же мест ные газеты станут по инерции публиковать статейки, в которых честный, совестливый индивидуальный труд берется под сомнение лишь только потому, что он, этот труд, на своем подворье. Кстати, что значит труд ин дивидуальный и коллективный? По-моему, труд всегда индивидуальный, даже на про мышленном потоке, даже когда семеро тол кают одну повозку. Отличие понятия «инди видуального» от понятия «коллективного» лишь в том, по-моему, что во втором случае для определения вложенных усилий никакая другая мерка пока не подходит, кроме мер ки совести. А коль нет этой мерки? Человеческий фактор сейчас многими по нимается, по-моему, слишком односторонне: это когда тебе. Новый клуб? Да. Новую прачечную? Да. Новый магазин? Да. Ну, ко нечно, новую избу, этакий пятистенник, что бы не хуже, чем у непьющего Ивана Коло- мийца (выпивает только по праздникам). Чтобы этакие же окна с резными да краше ными наличниками. Ну, конечно, водопро вод. Конечно, твердую дорогу и по селу, и за селом... А остальное-то? Это все антураж. А чело веческий фактор... Станет ли тот же Иван вот сразу подсчитывать убытки не только испанских фермеров (это у нас, кстати, в свое время очень поощрялось, как признак интернациональной всеохватности, прису щей только нам, советским людям), а и со вестливо определять причины иждивенче ской жизни своего совхоза и своей лично? Станет ли Николай в своем новом пяти стеннике (это вместо его сегодняшней не обихоженной избенки), станет ли он голову свою напрягать больше о вверенных ему бу ренках, чем о бутылке? Ох, видывал я в на шем крае семьи, завезенные по вербовке и поселенные под музыку, под аплодисменты, в просторные, бревенчатые дома, рядом с которыми и огород, и хлева, и палисадничек штакетниковый! В доме надежно располо- гался бражный дух, которого боялись кома ры, не влетали в окна, а огород так же на дежно зарастал бурьяном, надворные хлева посещали лишь летучие мыши. До того, что бы, завести какую скотинешку, у хозяев ру ки, конечно, не доходили. Бригадир оторо пело думал: «И зачем это их везли аж вон из-за Волги?» И, чтобы они как-то поддер живали свое существование (не поддержи, не прояви милосердия, ведь по судам зата скают), начислял им зарплату откуда бог подскажет. Манский район. Земли подтаежные. Про цент переселенцев высокий. Председатель райисполкома дал справку: в одиннадцатой пятилетке, каждый год, в среднем, через торговую Сеть района реализовалось винно- водочного продукта без малого на восемь миллионов рублей. Это, как показала элект ронная карманная считалка Митяя, на каж дого жителя, за исключением малышей и ба бусь, которым за семьдесят, выходит по чуть ли неполной бутылке сорокаградусной. Ежесуточно! Председатель жаловался, что нынче, при действии противоалкогольнбго закона, стало очень туго с планом по товарообороту, по этой причине бывают случаи, когда в хозяй ствах задерживается выдача рабочим зар платы. — А сейчас на какую сумму потребляет район алкоголя? — был вопрос к председа телю, начавшему перечислять противоалко гольные мероприятия, какие средства на это дело потрачены, в смысле отвлечения люд ского интереса от бутылки к культуре. — За истекший год продано на два мил лиона меньше,--- отвечал председатель. — Меньше потому, что поступило в мага зин меньше или в результате повышения са мосознания?. — В магазины стали завозить меньше,— сказал председатель. Отнимем от восьми два. Получится... Если прежде по бутылке на брата, то теперь, вы ходит, по... Ох, душа не лежит такое подсчитывать. Я же публицист из того поколения, которому с идеологических высот внушалось обходить такие вопросы если не с брезгливостью, то уж непременно с пренебрежением и чувст вом собственного достоинства. Ох, тяжело было слушать по телевизору директора комбикормового завода этого района, еще молодого человека, но уже со вершенно замыканного. «У вас дисциплина развалена в коллективе, прямо В цехе пьют, потом бутылки битые вместе с гайками и с кусками проволоки прямо в комбикорм сва ливают, и это все идет животным на совхоз ные фермы... Что конкретно предпринима ете?» «А мы... мы запланировали строить по двухквартирному домику, улучшать клуб и... И у нас претензии: не снабжают мате риалом, нет ночного питания...» Ведущий передачи шалел: «Но у вас... у вас гайки с проволокой валят в комбикорм, бутылки на рабочем месте... Как вы.., со всем этим думаете?..» Директор слабым голосом прокручивал заготовленное: «Соцкультбыт поднимаем, по двухквартирному домику... чтобы было по- человечески... фактор... И претензия: ночное питание...» «Но позвольте: дисциплина-то... пьянки сплошные!..» Директор все, все понимал, с высшим об разованием, но делал вид, что не понимает, и твердил удрученным телезрителям: «Чело веческий фактор, претензии, ночное пита ние...» Конечно, двухквартирные построят, клуб новый, а то и дворец, отгрохают, гуляши и борщи ночью будут привозить, а вот дела, того самого дела, на котором строится вся кая жизнь, даже просто физиологическая, не будет. Не будет! 5 Сибирски» огни № 8 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2