Сибирские огни, 1987, № 9
чтения, учебников для начальных классов, выпестовывали первых своих воспреемников из числа аборигенов Севера, Тихоокеанско го побережья, Приамурья. Манси А. Н. Лос кутов, начавший преподавать в 1928 г., тог да имел в своей школе в глухом таежном селении всего 8 учеников-мальчиков. Но ка кая это была для того времени победа на культурном фронте! То же можно сказать о других учителях из коренных народов в дру гих местах. Не случайно Н. К. Крупская принимала А. Н. Лоскутова и именно ей принадлежит оценка: «Победа, большая победа!» Колоссальный вклад в дело подъе ма на многократно высшую ступень разви тия малых народов Севера вносили первые врачи и фельдшеры, механики и киномеха ники, ветеринары — все, кто помогал корен ному населению Севера, передавал свои знания. Завоевать доверие людей, прежде постоянно обираемых и обижаемых при шельцами, вырвать их из-под влияния князцов и шаманов могли только хо рошие специалисты своего дела и альтру исты, глубоко уважающие тот народ, которому они должны были принести своим трудом и примером пользу. Наивысшей пох валой поехавшим работать к малым наро дам учителям и т. д. служило признание их местным населением своими друзьями. Один из ряда подобных эпизодов: идет съезд Со ветов Корякского округа, просит слова або риген Понкарин и вносит предложение на зывать русских не «мельгитанами», а «тум- гутамами»: мельгитан — огненный (стреля ющий) враг, тумгутам — товарищ и близ кий друг. Съезд приветствовал, как правиль ную, трактовку нового образа жизни всту пающего на путь социализма своего народа: «Сейчас можно называть мельгитанами только богачей, а русских и нас надо назы вать только товарищами». В созданных «красным законом» восьми национальных округах и восьми националь ных районах малые народы Севера чувство вали теперь себя полными хозяевами, рав ноправными с друзьями — русскими, каре лами, коми, якутами. В годы первых пяти леток они приступили вместе со всем совет ским народом к коллективизации. До Вели кой Отечественной войны объединились в оленеводческие, охотничьи и рыболовецкие колхозы свыше 70% северян-аборигенов. На смену родовым Советам пришли Советы трудящихся. Первые группы молодежи от правились в города получать среднее и высшее образование. Ребятишки учились в школах-интернатах. Все учащиеся находи лись на полном государственном обеспече нии. На практике познавалось счастье^ сво бодной, с каждым годом улучшающейся в материальном отношении, интересной жизни, которую наметил человек-солнце Ленин, чьи заветы неизменно осуществляла Совет ская власть. И когда на СССР напал вероломный враг — фашистская Германия,— вместе со всем советским народом северяне встали в ряды защитников социалистической Роди ны. На фронте и в тылу вносили они по сильный вклад в дело разгрома немецко- фашистских агрессоров. Первыми вступили в бой с гитлеровцами учащиеся Института народов Севера. На Пулковских высотах за щищали ставший им родным Ленинград те самые талантливые юноши-северяне, кото рые поднялись до уровня столичных сту дентов и должны были скоро вернуться в родные края специалистами с высшим обра зованием. А они отдавали свои молодые жизни в боях за Родину. Помыслы своего поколения выразил в написанных им неза долго до героической гибели стихах эвенк из Якутии Павел Алексеев: Учился я в городе Ленина, С подругой бродил над Невой. Мой город, как за Якутию, Иду за тебя я на бой. Иду за тебя по*сыновьи, А если погибну в бою. Пошлешь ты на Лену, в становье, Солдатскую клятву мою. В братских солдатских могилах вместе с русскими рабочими из народного ополчения покоится прах подававшего надежды стать большим художником камчадала Корнила Наянова, чукчи Вуквола, чья гравюра «Ле генда о Ленине» на моржовом клыке до сих пор — непревзойденный шедевр косторезно го искусства, манси М. И. Казанцева, баргу- зинского эвенка Цыдыпа Вачеланова, ненца Алексея Тайбарея, коряка Кецая Кеккеты- на и десятков других юных людей. А на далекой родной стороне их матери хоронили деревянные резные фигурки (кенотафия), оплакивали на поминальных вечерах род ственники. Ряд молодых людей из числа на чавших свой ратный путь под Ленинградом потом сражались и на других фронтах. На пример, нанаец Сулунгу Оненко, награжден ный за подвиги орденом Красного Знамени. Эту высокую награду заслужили также дол гане X. С. Михайлов и К. Л. Поротов, нга насан Косемаку Чуконор и др. Своими вои- нами-орденоносцами гордятся малые наро ды Севера: ульчи — В. Владимировым, ке ты — С. Бердниковым и Н. Карелиным, нивхи — Аямуном, Багриным, Коленгером, ненцы — Янде и т. д. Эвенк Семен Камба- гир, начавший воевать под Ленинградом, пять раз после ранений добровольно воз вращался на фронт. В тыл из госпиталя ор деноносец, заслуживший в боях воинское звание майора, отправился после шестого ранения, когда хирурги отняли у героя но гу. В Волгограде имя нанайца-героя Акима Самара носит одна из аллей знаменитого на весь, мир города-героя. Особенно просла вились сыны малых народов Севера как за мечательные снайперы. Скажем,1на счету на найца Захара Киле 176 уничтоженных им фашистов. Ко многим из защитников Роди ны северян вполне подходят слова известно го поэта В. И. Лебедева-Кумача, обращен ные конкретно к эвенку С. Д. Номоконову: Вот'мастер снайперской науки. Фашистской нечисти гроза. Какие золотые руки, Какие острые глазаі А в тылу, несмотря на то, что жить стало многократно труднее (ушли на фронт мно гие мужчины, сократился завоз товаров и продовольствия и т. д.), все помыслы севе рян сводились к помощи сражающейся Красной Армии. Чтобы дать Родине пушни ну, ушедшие на огдых старики возобновили походы в тайгу, за ними пошли женщины, подростки. Когда 80-летний эвенк Петр Ани симович Увачан узнал, что за форсирова ние Днепра его сын получил Золотую Звез ду Героя Советского Союза, то тут же от правился «белковать», а потом добычу — 400 шкурок — передал безвозмездно в 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2