Сибирские огни, 1987, № 9

чтения, учебников для начальных классов, выпестовывали первых своих воспреемников из числа аборигенов Севера, Тихоокеанско­ го побережья, Приамурья. Манси А. Н. Лос­ кутов, начавший преподавать в 1928 г., тог­ да имел в своей школе в глухом таежном селении всего 8 учеников-мальчиков. Но ка­ кая это была для того времени победа на культурном фронте! То же можно сказать о других учителях из коренных народов в дру­ гих местах. Не случайно Н. К. Крупская принимала А. Н. Лоскутова и именно ей принадлежит оценка: «Победа, большая победа!» Колоссальный вклад в дело подъе­ ма на многократно высшую ступень разви­ тия малых народов Севера вносили первые врачи и фельдшеры, механики и киномеха­ ники, ветеринары — все, кто помогал корен­ ному населению Севера, передавал свои знания. Завоевать доверие людей, прежде постоянно обираемых и обижаемых при­ шельцами, вырвать их из-под влияния князцов и шаманов могли только хо­ рошие специалисты своего дела и альтру­ исты, глубоко уважающие тот народ, которому они должны были принести своим трудом и примером пользу. Наивысшей пох­ валой поехавшим работать к малым наро­ дам учителям и т. д. служило признание их местным населением своими друзьями. Один из ряда подобных эпизодов: идет съезд Со­ ветов Корякского округа, просит слова або­ риген Понкарин и вносит предложение на­ зывать русских не «мельгитанами», а «тум- гутамами»: мельгитан — огненный (стреля­ ющий) враг, тумгутам — товарищ и близ­ кий друг. Съезд приветствовал, как правиль­ ную, трактовку нового образа жизни всту­ пающего на путь социализма своего народа: «Сейчас можно называть мельгитанами только богачей, а русских и нас надо назы­ вать только товарищами». В созданных «красным законом» восьми национальных округах и восьми националь­ ных районах малые народы Севера чувство­ вали теперь себя полными хозяевами, рав­ ноправными с друзьями — русскими, каре­ лами, коми, якутами. В годы первых пяти­ леток они приступили вместе со всем совет­ ским народом к коллективизации. До Вели­ кой Отечественной войны объединились в оленеводческие, охотничьи и рыболовецкие колхозы свыше 70% северян-аборигенов. На смену родовым Советам пришли Советы трудящихся. Первые группы молодежи от­ правились в города получать среднее и высшее образование. Ребятишки учились в школах-интернатах. Все учащиеся находи­ лись на полном государственном обеспече­ нии. На практике познавалось счастье^ сво­ бодной, с каждым годом улучшающейся в материальном отношении, интересной жизни, которую наметил человек-солнце Ленин, чьи заветы неизменно осуществляла Совет­ ская власть. И когда на СССР напал вероломный враг — фашистская Германия,— вместе со всем советским народом северяне встали в ряды защитников социалистической Роди­ ны. На фронте и в тылу вносили они по­ сильный вклад в дело разгрома немецко- фашистских агрессоров. Первыми вступили в бой с гитлеровцами учащиеся Института народов Севера. На Пулковских высотах за­ щищали ставший им родным Ленинград те самые талантливые юноши-северяне, кото­ рые поднялись до уровня столичных сту­ дентов и должны были скоро вернуться в родные края специалистами с высшим обра­ зованием. А они отдавали свои молодые жизни в боях за Родину. Помыслы своего поколения выразил в написанных им неза­ долго до героической гибели стихах эвенк из Якутии Павел Алексеев: Учился я в городе Ленина, С подругой бродил над Невой. Мой город, как за Якутию, Иду за тебя я на бой. Иду за тебя по*сыновьи, А если погибну в бою. Пошлешь ты на Лену, в становье, Солдатскую клятву мою. В братских солдатских могилах вместе с русскими рабочими из народного ополчения покоится прах подававшего надежды стать большим художником камчадала Корнила Наянова, чукчи Вуквола, чья гравюра «Ле­ генда о Ленине» на моржовом клыке до сих пор — непревзойденный шедевр косторезно­ го искусства, манси М. И. Казанцева, баргу- зинского эвенка Цыдыпа Вачеланова, ненца Алексея Тайбарея, коряка Кецая Кеккеты- на и десятков других юных людей. А на далекой родной стороне их матери хоронили деревянные резные фигурки (кенотафия), оплакивали на поминальных вечерах род­ ственники. Ряд молодых людей из числа на­ чавших свой ратный путь под Ленинградом потом сражались и на других фронтах. На­ пример, нанаец Сулунгу Оненко, награжден­ ный за подвиги орденом Красного Знамени. Эту высокую награду заслужили также дол­ гане X. С. Михайлов и К. Л. Поротов, нга­ насан Косемаку Чуконор и др. Своими вои- нами-орденоносцами гордятся малые наро­ ды Севера: ульчи — В. Владимировым, ке­ ты — С. Бердниковым и Н. Карелиным, нивхи — Аямуном, Багриным, Коленгером, ненцы — Янде и т. д. Эвенк Семен Камба- гир, начавший воевать под Ленинградом, пять раз после ранений добровольно воз­ вращался на фронт. В тыл из госпиталя ор­ деноносец, заслуживший в боях воинское звание майора, отправился после шестого ранения, когда хирурги отняли у героя но­ гу. В Волгограде имя нанайца-героя Акима Самара носит одна из аллей знаменитого на весь, мир города-героя. Особенно просла­ вились сыны малых народов Севера как за­ мечательные снайперы. Скажем,1на счету на­ найца Захара Киле 176 уничтоженных им фашистов. Ко многим из защитников Роди­ ны северян вполне подходят слова известно­ го поэта В. И. Лебедева-Кумача, обращен­ ные конкретно к эвенку С. Д. Номоконову: Вот'мастер снайперской науки. Фашистской нечисти гроза. Какие золотые руки, Какие острые глазаі А в тылу, несмотря на то, что жить стало многократно труднее (ушли на фронт мно­ гие мужчины, сократился завоз товаров и продовольствия и т. д.), все помыслы севе­ рян сводились к помощи сражающейся Красной Армии. Чтобы дать Родине пушни­ ну, ушедшие на огдых старики возобновили походы в тайгу, за ними пошли женщины, подростки. Когда 80-летний эвенк Петр Ани­ симович Увачан узнал, что за форсирова­ ние Днепра его сын получил Золотую Звез­ ду Героя Советского Союза, то тут же от­ правился «белковать», а потом добычу — 400 шкурок — передал безвозмездно в 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2