Сибирские огни, 1987, № 9

пошла от племени к племени популярная песня, исполняемая на разных языках, где говорилось: «Весна воскрешает деревья и травы. Нашему племени вернул жизнь солн­ це-человек Ленин». Необычайную свою ра­ дость эвенки Туруханского края выразили в форме констатации факта (и это по их просьбе записали в резолюцию), что для вождя пролетариата солнце-человека Лени­ на одинаково дороги как петроградский ра­ бочий, так и рыбак с Подкаменной Тунгус­ ки. Из Самарова (ныне Ханты-Мансийск) почетному председателю своей первой кон­ ференции В. И. Ленину делегаты малых на­ родов Тобольского Севера сообщали, что «самоедская, остяцкая, мусульманская и во­ гульская народности (то есть ненцы, коми, ханты, татары и манси.—В. П.) приветст­ вуют национальную политику Республики Советов». Вместе с большими для них на­ родами —древними соседями — малые на­ роды радостно встречали образование совет­ ских автономий: Карельской трудовой ком­ муны, Якутской АССР, Бурятской АССР. По инициативе В. И. Ленина малые на­ родности Севера выделялись в особую от­ дельную группу, которой необходимы чрез­ вычайные меры помощи и максимальное внимание. С этой целью в составе Народно­ го комиссариата по национальным делам (сокращенно — Наркомнац) в начале 1922 г. создается «Полярный подотдел по охране и управлению северными племена­ ми». Ему поручено вести работу с учетом конкретных условий: детально изучать все стороны жизни и быта малых народов, ох­ ранять их от любых посягательств на их экономику и человеческие права при посто­ янном оказании помощи в виде снабжения средствами производства, продовольствием, одеждой, медикаментами. По представле­ нию Наркомнаца высшие государственные органы — ВЦИК и Совнарком РСФСР — вынесли постановления «О предварительной охране туземных племен», «О порядке осу­ ществления мероприятий, имеющих целью охрану туземных племен», «О порядке осу­ ществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от .эксплуатации», «О снабжении Крайнего Севера продоволь­ ствием и предметами первой необходимо­ сти», «О мероприятиях, направленных к ор­ ганизации правильной торговли в северных окраинах РСФСР и защите туземного насе­ ления от торговой эксплуатации со стороны частного капитала». После указания в июне 1924 г. Нарком­ наца забота о малых народах поручалась специально созданному «Комитету содейст­ вия народностям северных окраин». Его местные организации создавались при Сиб- ревкоме, Дальревкоме, исполкомах губерн­ ских Советов. В первой половине 20-х годов искали фор­ му советизации для малых народов Севера, учитывая уровень развития и особенности жизни. Наиболее удачным оказался экспе­ римент на местах с созданием родовых Со­ ветов. Так, уже к середине 1924 г. в Ени­ сейской губернии смогли объединить в под­ ведомство Тазовского туземного райиспол­ кома Советов 20 родовых Советов. На осно­ вании опыта был издан в октябре 1926 г. закон' — «Временное положение об управ­ лении туземных народностей и племен се­ верных окраин РСФСР».—действовавший в 122 течение ряда лет. Система базировалась на принципах советского демократизма. Все члены рода или иного объединения, проживающие или кочующие совместно, до­ стигшие 18 лет, на родовом собрании изби­ рали на один год свой родовой Совет из трех лиц. Лишались избирательного права только эксплуататорские элементы. Таким образом, вместо пожизненных, а зачастую и наследственных князцов исполнительную власть получали выборные лица, которым предстояло отчитываться перед избирателя­ ми: В числе последних теперь были женщи­ ны и молодежь, участие которых в общест­ венных делах ранее запрещалось патриар­ хальными обычаями. При наличии 400 чело­ век аборигенное население избирало «рай­ онный туземный комитет», который руково­ дил деятельностью родовых Советов и под­ чинялся уездному исполкому Советов, на территории которого проживали оседло ры­ баки, охотники или кочевали оленеводы и охотники из числа малых народов. Советское государство уничтожило неэк­ вивалентный обмен товарами. Тенденцией становилось повышение цен на пушнину и другое заготавливаемое у населения тайги и тундры сырье и снижение- их на завозимые (причем только через государственную сеть торговли, скупщику-хищнику конец!) това­ ры. Материальное положение малых наро­ дов улучшалось с каждым годом. Запись незамысловатого рассуждения эвенков в Туринском округе на Урале: «При царе жи­ лось плохо, не было оленей, не было това­ ров, пороха, муки. Промышлять было не­ чем. Сейчас, при Советской власти, жить стало лучше, есть и олени, и порох, и мука, и другие товары». Подобные высказывания при опросах представителей малых народов, расселившихся от Кольского полуострова и до Тихого океана, весьма характерны. С 1925 г. малые народы были освобожде­ ны от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. В то же время охотничьи, рыболовные и прочие угодья находились в безвозмездном пользовании малых народов в местах их расселения, на них не распро­ странялись правила запретительного и огра­ ничительного характера при добыче зверя и рыбы. Советское государство ассигновало зна­ чительные средства на развитие хозяйства, на здравоохранение и народное образование в тех огромных районах страны, где извечно и до первой четверти XX века, по образному выражению В. И. Ленина, вскрывающему суть тяжелейшего социального явления, «ца­ рила патриархальщина, полудикость и са­ мая настоящая дикость». «Красным законом» назвали малые наро­ ды Постановление ВЦИК Советов СССР от 10 декабря 1930 г. «Об организации нацио­ нальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». Добрыми сло­ вами поминают они тех первых русских по­ литпросветработников и учителей, которые в 20—30-е годы поехали к ним, чтобы приоб­ щать взрослое население и детей к цивили­ зации. Нанайцы с гордостью назовут имена А. П. Путинцевой и В. А. Аврорина, сель­ купы — супругов Г. Н. и Е. Д. Прокопьевых, эвенки супругов А. А. и В. А. Горцевских, долгане — В. М. Наделяева и Е. И. Убрято- ву, эскимосы — Е. П. Орлову и т. д. Учите­ ля, многие из которых потом принимали участие в составлении букварей, книг для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2