Сибирские огни, 1987, № 9
пошла от племени к племени популярная песня, исполняемая на разных языках, где говорилось: «Весна воскрешает деревья и травы. Нашему племени вернул жизнь солн це-человек Ленин». Необычайную свою ра дость эвенки Туруханского края выразили в форме констатации факта (и это по их просьбе записали в резолюцию), что для вождя пролетариата солнце-человека Лени на одинаково дороги как петроградский ра бочий, так и рыбак с Подкаменной Тунгус ки. Из Самарова (ныне Ханты-Мансийск) почетному председателю своей первой кон ференции В. И. Ленину делегаты малых на родов Тобольского Севера сообщали, что «самоедская, остяцкая, мусульманская и во гульская народности (то есть ненцы, коми, ханты, татары и манси.—В. П.) приветст вуют национальную политику Республики Советов». Вместе с большими для них на родами —древними соседями — малые на роды радостно встречали образование совет ских автономий: Карельской трудовой ком муны, Якутской АССР, Бурятской АССР. По инициативе В. И. Ленина малые на родности Севера выделялись в особую от дельную группу, которой необходимы чрез вычайные меры помощи и максимальное внимание. С этой целью в составе Народно го комиссариата по национальным делам (сокращенно — Наркомнац) в начале 1922 г. создается «Полярный подотдел по охране и управлению северными племена ми». Ему поручено вести работу с учетом конкретных условий: детально изучать все стороны жизни и быта малых народов, ох ранять их от любых посягательств на их экономику и человеческие права при посто янном оказании помощи в виде снабжения средствами производства, продовольствием, одеждой, медикаментами. По представле нию Наркомнаца высшие государственные органы — ВЦИК и Совнарком РСФСР — вынесли постановления «О предварительной охране туземных племен», «О порядке осу ществления мероприятий, имеющих целью охрану туземных племен», «О порядке осу ществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от .эксплуатации», «О снабжении Крайнего Севера продоволь ствием и предметами первой необходимо сти», «О мероприятиях, направленных к ор ганизации правильной торговли в северных окраинах РСФСР и защите туземного насе ления от торговой эксплуатации со стороны частного капитала». После указания в июне 1924 г. Нарком наца забота о малых народах поручалась специально созданному «Комитету содейст вия народностям северных окраин». Его местные организации создавались при Сиб- ревкоме, Дальревкоме, исполкомах губерн ских Советов. В первой половине 20-х годов искали фор му советизации для малых народов Севера, учитывая уровень развития и особенности жизни. Наиболее удачным оказался экспе римент на местах с созданием родовых Со ветов. Так, уже к середине 1924 г. в Ени сейской губернии смогли объединить в под ведомство Тазовского туземного райиспол кома Советов 20 родовых Советов. На осно вании опыта был издан в октябре 1926 г. закон' — «Временное положение об управ лении туземных народностей и племен се верных окраин РСФСР».—действовавший в 122 течение ряда лет. Система базировалась на принципах советского демократизма. Все члены рода или иного объединения, проживающие или кочующие совместно, до стигшие 18 лет, на родовом собрании изби рали на один год свой родовой Совет из трех лиц. Лишались избирательного права только эксплуататорские элементы. Таким образом, вместо пожизненных, а зачастую и наследственных князцов исполнительную власть получали выборные лица, которым предстояло отчитываться перед избирателя ми: В числе последних теперь были женщи ны и молодежь, участие которых в общест венных делах ранее запрещалось патриар хальными обычаями. При наличии 400 чело век аборигенное население избирало «рай онный туземный комитет», который руково дил деятельностью родовых Советов и под чинялся уездному исполкому Советов, на территории которого проживали оседло ры баки, охотники или кочевали оленеводы и охотники из числа малых народов. Советское государство уничтожило неэк вивалентный обмен товарами. Тенденцией становилось повышение цен на пушнину и другое заготавливаемое у населения тайги и тундры сырье и снижение- их на завозимые (причем только через государственную сеть торговли, скупщику-хищнику конец!) това ры. Материальное положение малых наро дов улучшалось с каждым годом. Запись незамысловатого рассуждения эвенков в Туринском округе на Урале: «При царе жи лось плохо, не было оленей, не было това ров, пороха, муки. Промышлять было не чем. Сейчас, при Советской власти, жить стало лучше, есть и олени, и порох, и мука, и другие товары». Подобные высказывания при опросах представителей малых народов, расселившихся от Кольского полуострова и до Тихого океана, весьма характерны. С 1925 г. малые народы были освобожде ны от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. В то же время охотничьи, рыболовные и прочие угодья находились в безвозмездном пользовании малых народов в местах их расселения, на них не распро странялись правила запретительного и огра ничительного характера при добыче зверя и рыбы. Советское государство ассигновало зна чительные средства на развитие хозяйства, на здравоохранение и народное образование в тех огромных районах страны, где извечно и до первой четверти XX века, по образному выражению В. И. Ленина, вскрывающему суть тяжелейшего социального явления, «ца рила патриархальщина, полудикость и са мая настоящая дикость». «Красным законом» назвали малые наро ды Постановление ВЦИК Советов СССР от 10 декабря 1930 г. «Об организации нацио нальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». Добрыми сло вами поминают они тех первых русских по литпросветработников и учителей, которые в 20—30-е годы поехали к ним, чтобы приоб щать взрослое население и детей к цивили зации. Нанайцы с гордостью назовут имена А. П. Путинцевой и В. А. Аврорина, сель купы — супругов Г. Н. и Е. Д. Прокопьевых, эвенки супругов А. А. и В. А. Горцевских, долгане — В. М. Наделяева и Е. И. Убрято- ву, эскимосы — Е. П. Орлову и т. д. Учите ля, многие из которых потом принимали участие в составлении букварей, книг для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2