Сибирские огни, 1987, № 9
□МЕРЕ И ПУБЛИЦИСТИКА к 7 0 - а е т и ю Б е л и н о г о о к т я б р я В. ПОЗНАНСКИЙ ЗА СТРОКОЙ ЛЕНИНСКОГО ДЕКРЕТА С тановление нового социального строя, впервые в истории классового челове ческого общества исключающего лю бые формы эксплуатации, сопровождалось законодательными актами Советского госу дарства, названными по имени их инициато ра и творца —Ленинскими декретами. Од ним из них, последовавших вслед за Декре тами о мире, земле и власти, являлась Дек ларация прав народов России. В ней именем Республики Российской глава Рабоче-кресть янского правительства Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин) объявлял основополагающее начало новой национальной политики —равенство всех народов и устремление к ликвидации факти ческого неравенства между ними (экономи ка, культура). Последним (в порядке пере числения) пунктом исторического документа предусматривалось: «4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографиче ских групп, населяющих территорию Рос сии». Исходить при этом приходилось из факта необходимости привести многие наро ды бывшей царской империи к социализму, минуя капитализм, а что касается малых на родностей, как точно определил П. Г. Сми- дович, предстояло «приобщить к Советской власти, к социалистической культуре людей, отставших в своем развитии не на века, а на тысячелетия». Наипервейшей актуальной задачей Совет ской власти в отношении малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока было спасение их от полного разорения и выми рания, на которые их обрекали царское са модержавие и начавший проникать в глубь тайги и тундры торгово-ростовщический ка питал. Несколько фактов, весьма характер ных и типичных в условиях «гнусной расей- 120 скои действительности», свидетельствуют и, думается, убедят каждого читателя в том, что в таком сильном определении нет ма лейшего преувеличения. В конце XIX века профессора Санкт-Пе тербургского и Казанского университетов обратились к числящемуся покровителем высших учебных заведений Александру III (университеты считались и соответственно назывались «императорскими») с тревож ным письмом о том, что из-за тяжелого ма териального положения вымирает коренное население северных областей России. Судь ба «инородцев» нимало не взволновала «ца- ря-батюшку», на письме ученых он начертал чудовищную по своей сущности резолюцию: «Ну и пусть!» В своих статьях «О тунгусах Олекминского округа» и других сосланный в Якутию Е. М. Ярославский привел ряд примеров о том, как «управлялись» малые народы царской администрацией, как их грабили русские купцы. В основе управле ния «кочевыми и бродячими инородцами» лежал родовой принцип, где власть принад лежала родоплеменной верхушке. Из нее выбирались князцы, которые утверждались местной администрацией и подчинялись ей, а надзор вели за племенами полицейские власти. Главное в «управлении» заключа лось в том, чтобы больше забрать у «ино родцев» пушнины. Гибель людей от голода в годы массового падежа оленей от эпизо- тий или бескормицы, плохой охоты и рыбал ки мало беспокоила царское правительство, его сатрапов на местах. Когда, например, в тяжелом для малых народов Северо-Восто ка 1906 году якутский-губернатор запросил «о монаршей милости к вымирающим пле менам»: снять временно непосильную подать мехами с голодающих эвенков, эвенов и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2