Сибирские огни, 1987, № 9
— . Бабки Агафьи нет дома? — К Феде Половникову Агата ушла. Допоздна будет у него библию слушать, — с неудовольствием ответил дед Лукьян. Следом за стариком Кротов и Бирюков вошли в светлую горницу, об ставленную современной мебелью. О старине напоминала лишь потем невшая икона в переднем углу, рядом с которой на красочном плакате улыбался Юрий Гагарин. Весь угол под иконой занимал цветной теле визор с большим экраном. Участковый, бросив короткий взгляд на икону, обратился к Хлуднев- скому: — Так и не отлучил ты бабку Агафью от религии? Телевизор смот рит, первого космонавта планеты признает; а дружбу с Федей Половни- ковым так и не рвет. Только двое их и осталось в Серебровке, богомоль ных... — В начале Советской власти не зря писали: религия — опиум для народа. Это как табак или алкоголизм. Заразится человек в молодости, и хоть кол ему на голове теши! Горбатого могила исправит... — Хлуд- невский сдвинул на край стола лист свежей районной газеты «Знамя» и жестом показал на стулья: — Садитесь, дорогие гости. В ногах, как говорится, правды нет. Все трое сели. После разговора о том да о сем Антон Бирюков сказал: — Вы, дед Лукьян, наверное, догадываетесь, зачем мы к вам пришли... Хлудневский дернул плечом: — Если по поводу вчерашнего разрытия, то время зря потеряем. — С «разрытием» прокурор разберется. Меня бывший председатель колхоза Жарков заинтересовал, — уточнил Антон. — Хочу ваше мнение о нем узнать. — Мое мнение об Афанасии Кирилловиче безупречное, — Хлуднев ский опустил глаза. — Не за что Афанасия Кирилловича упрекать. Очень высоких нравственных качеств был человек и, в отличие от некоторых, скороспелых по тому времени, партийцев, обладал широким замыслом. С умственными способностями Жаркова надо бы не колхозом руково дить, а в партийных верхах на большой должности находиться. — Что этому мешало? — Не берусь точно сказать. — Скажите предположительно... — Предполагаю, что среди районных и краевых начальников были недовольные Афанасием Кирилловичем. Не все их распоряжения Жарков выполнял беспрекословно. Иной раз вообще отказывался вы полнять. — Почему? — Не согласен с ними был, имел свое мнение. — Пример можете привести? Дед Лукьян, недолго помолчав, усмехнулся в бороду: — Пример вот с той же религией, которую Михаил Федоро вич Кротов осуждает. Поступило из крайкома указание: закрыть в Березовке церковь. Прочитал Жарков это распоряжение и за голову схватился: «О чем они там, в крайкоме, думают?! Что мы можем на данном этапе вместо религии предложить наро ду?.. Молодежь, понятно, завлекем избами-читальнями, охватим клубной работой и комсомольским образованием. А со стариками да старухами как быть?.. Они ж насквозь пропитаны рели гиозным опиумом! Неужели крайкомовцы не знают указание товарища Ленина по религиозному вопросу? Ведь Владимир Ильич всего лишь отлучил церковь от государства. Свободу жё вероисповедания оставил!». Проще говоря, Антон Игнатьевич, не позволил Жарков закрыть в Бере зовке церковь и выпроводил представителя крайкома — самоуверенно го товарища в пенсне. И ведь прав оказался впоследствии. За Потеряе- вым озером, в Ярском, партийцы скинули в своем селе церковные коло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2